Зависимость возможна даже в раннем возрасте?

Зависимость возможна даже в раннем возрасте?

Проблема зависимости современного человека от компьютера и гаджетов, несмотря на их практическую пользу, с каждым годом принимает все большие масштабы, поскольку IT-технологии прочно вошли во все сферы жизни человека. Нередко с этой проблемой не могут самостоятельно справиться даже взрослые люди. Что уже говорить о детях, которые начинают контактировать с компьютерной техникой с первых лет жизни. Очевидно, что в таких реалиях родители должны четко регулировать и контролировать контакты детей с техникой, прививая культуру пользования современными гаджетами. Это необходимо во избежание развития компьютерной зависимости, асоциализации и других отклонений в развитии ребенка. Причем делать это следует как можно раньше. А в случае, когда ребенок уже достаточно глубоко погрузился в виртуальный мир, взрослые должны предпринять все возможные меры, чтобы сократить время проведения за компьютером до минимума. 

Зависимость возможна даже в раннем возрасте?

В последнее время нередко можно наблюдать картину, когда родители заняты своими делами, а 2-3-летний ребенок активно играет на планшете или смартфоне.

Именно с таких ситуаций и начинается привыкание ребенка к компьютерным играм с последующей зависимостью от виртуального мира.

Поэтому с целью предотвращения развития проблемы необходимо уже с раннего возраста четко регламентировать рамки контакта малыша с компьютерной техникой. В этом процессе мамам и папам могут помочь следующие рекомендации:

  • требуется убрать из поля зрения ребенка все гаджеты и доставать их только в определенные периоды, установленные родителями.

Эти периоды должны иметь четкие временные рамки. Детские психологи и педиатры настаивают на том, что детям-дошкольникам нельзя играть в компьютерные игры более 15 минут в день.

Стоит отметить, что некоторые мамы и папы воспринимают эту рекомендацию буквально и разрешают пользоваться гаджетами ежедневно, хоть и по 15 минут. Это делать совсем не обязательно. Наоборот, если есть любая возможность исключить компьютер из жизни, необходимо ею воспользоваться.

Чем позднее произойдет знакомство с компьютерными технологиями, тем благополучнее будет происходить развитие ребенка;

  • следует контролировать информацию, к которой имеет доступ ребенок.

Даже если речь идет не о содержимом сайтов, а об игре, маме или папе необходимо ознакомиться с ней и оценить важность данного контента для развития ребенка и его соответствие возрастным ограничениям;

  • требуется уделять детям достаточно внимания, разговаривать, читать и играть с ними как можно больше.

Чтобы не возникало необходимости компенсировать недостаток реального общения виртуальным миром и впечатлениями;

  • рекомендуется записать ребенка в кружок или секцию, интересную для него.

Есть много детских организаций, в которых ранний возраст не является помехой к занятиям. Даже если ребенок не будет делать особых успехов в выбранной деятельности, но окружающая обстановка и атмосфера будут для него комфортными и благоприятными, а живое общение интересным и познавательным, это все равно принесет больше пользы малышу, чем компьютерная игра;

  • учитывая ранний возраст, не стоит использовать строгие запреты и наказания в воспитательном процессе.

На данном этапе нужно проявлять мудрость и некоторую хитрость, не запрещая что-либо, а отвлекая ребенка от нежелательных действий и предлагая ему альтернативу. 

Детскими психологами установлено негативное влияние бесконтрольного и продолжительного пользования гаджетами на развитие ребенка младшего школьного возраста. При изучении многочисленных случаев компьютерной зависимости школьников были выявлены такие ее негативные последствия:

  • подмена реального мира и окружающей действительности виртуальной реальностью, избегание социальных контактов и любых отношений, а также, в особо запущенных случаях, когда зависимость развилась еще в раннем возрасте, игнорирование элементарных человеческих потребностей, которые необходимо удовлетворять для поддержания жизнедеятельности;
  • блокировка развития мыслительных способностей, нарушение работы ЦНС и ухудшение характера и поведения;
  • развитие различных заболеваний, в том числе и тех, которые возникают в результате малоподвижного образа жизни.

Предотвращая или устраняя проблему компьютерной зависимости у младших школьников, можно пользоваться всеми рекомендациями для родителей малышей и дошкольников. Делая поправку на особенности возраста, рекомендуется к этому списку добавить еще несколько советов:

  • важно внедрить в повседневную жизнь ребенка правила, ритуалы и традиции. Соблюдение предсказуемого режима развивает организованность и позволяет детям ощутить стабильность и безопасность окружающей действительности, которая открывается им с разных и не всегда положительных сторон. К таким ритуалам можно отнести, например, обычай сервировать вместе стол к ужину или чтение перед сном;
  • необходимо насытить жизнь дошкольника деятельностью, которая не связана с компьютерами — записать на дополнительные кружки и секции, а досуг разнообразить прогулками и хобби. Родителям не следует бояться таким образом перегрузить ребенка. Если деятельность будет разноплановой, позволяющей и увлеченно поработать, и активно подвигаться, и расслабиться в комфортной обстановке, то такая загруженность пойдет только на пользу. У ребенка не должно быть свободного времени, в течение которого он скучает;
  • родителям следует помнить, что лучший метод воспитания — это собственный пример, поэтому крайне важно контролировать свое поведение и также по возможности ограничить контакт с виртуальным миром.

Зависимость возможна даже в раннем возрасте?

Проблема компьютерной зависимости подростков осложняется такими факторами:

  • все гаджеты уже не спрячешь, а интернет полностью не отключишь;
  • строгие запреты воспринимаются болезненно и нередко вызывают бурные реакции;
  • современный учебный процесс неразрывно связан с компьютерными технологиями;
  • отвлечь и переключить внимание ребенка на новую игрушку уже невозможно.

Учитывая эти факторы, родителям подростков, чтобы обезопасить детей от негативного влияния компьютерных технологий, необходимо действовать таким образом:

  • установить родительский контроль на всех устройствах для блокировки нежелательного контента;
  • пропагандировать культуру, спорт, хобби и живое человеческое общение, стараясь всячески привлечь ребенка к этим занятиям, не забывая о собственном примере;
  • стать ребенку другом, готовым всегда уделить внимание и разделить как радости, так и огорчения. Кроме того, важно предлагать пути самореализации и всячески поддерживать любые, даже самые оригинальные начинания.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/deti/rebenok_roditeli_i_kompyuter_priznaki_i_profilaktika_zavisimosti/

Эмоциональная зависимость следствие раннего детства

Просмотров: 934

10 июля 2018 г.

Зависимость возможна даже в раннем возрасте?

Поделиться статьей с друзьями

Ко мне очень часто обращаются с проблемами в отношениях, и, как правило, суть этих проблем заключается в зависимости. В общем-то, я думаю, мы все в той или иной степени являемся зависимыми людьми. Кто-то зависим в большей степени, а кто-то  в меньшей. Конечно, если зависимость разрушает вас, причиняет страдания, то это повод задуматься и признаться в наличии проблемы. 

Письма

«Я живу с мужчиной 3 года, он совершенно не проявляет своего внимания ко мне, живет для себя, уж о проявлениях любви я вообще молчу. Как-то живем, но каждый сам по себе. Умом понимаю, надо бы развестись, но почему-то не могу решиться на это…»

«Мой муж изменяет мне с другой женщиной на протяжении 7 лет. Каждый раз клянется, что оставит её, что ему дорога семья и я. И после нескольких недель снова мирится с любовницей и все начинается по кругу. У меня уже нет сил.

Я похудела на 10 кг, синяки под глазами и вид несчастливой женщины. Что я только не делала: и уходить пробовала, и ультиматумы ему ставила, и по хорошему просила не портить мне жизнь и пожалеть меня. Все бесполезно.

Я не знаю, что мне делать…»

«Он женат и я его люблю. Мы вместе 6 лет. Я все понимаю, что он не уйдет от жены и не оставит ребёнка, но я ничего не могу с собой поделать. Меня тянет к нему. Мне без него очень плохо. Когда расстаюсь с ним, то дни полны мыслями о нем. Мне очень плохо. Я не выдерживаю. Звоню и все начинается сначала. Что мне делать? Как выйти из этого состояния…»

«Месяц назад я родила ребёнка, я не могу кормить его грудью. Как только он прикасается к груди, мне становится плохо. Такая злость и ярость. Мне неприятно, когда ребёнок берет мою грудь.

Я не могла выносить таких пыток, и я перетянула грудь. Стала кормить из бутылочки, и стало хорошо.

Почему я не могу НЕ на физическом уровне выкормить ребёнка, а на психологическом? Как это скажется на нем? …»

«У меня муж алкоголик, запойный. Дни, когда он уходит в запой – это кошмар, он хоть и тихий, не шумит и не хулиганит. Но я органически не выношу пьяных. Меня бесит, когда он пьяный. Он пьет с утра и до глубокой ночи в дни запоев.

Просыпается и первая мысль: где выпить? Когда выходит из запоя – удивительный человек, заботливый, внимательный к семье и работникам (он руководитель). Что я только ни делала, как только не ругалась с ним, но все бесполезно.

Я не знаю, что мне делать…»

«Помогите расстаться с парнем-негодяем. Он гуляет от меня, изменяет с другими девушками, ко мне относится не очень хорошо. Но мне никто кроме него не нужен. Люблю его и хочу быть с ним. Что мне сделать, чтобы он полюбил меня? …»

Таких писем очень и очень много. Какие разные истории и какие разные проблемы. Но все эти истории объединяет одна проблема – зависимость. На фоне взрослых проблем в отношениях, совершенно непонятно, причем тут проблема с грудным вскармливанием, подумаете вы.

Последнее время так случается, что ко мне на прием приходят молодые женщины, родившие ребёнка. И я слышу об определённых трудностях именно в грудном кормлении.

И многие молодые мамы сильно устают от бесконечных требований ребёнка в еде, и они же рассказывают о своих проблемах в отношениях с мужем.

Я много пишу и говорю об эмоциональной зависимости. Эта тема краеугольным камнем лежит во всех проблемах с мужчинами. И духовный рост, и взросление, как раз таки и подразумевают выход из зависимости.

Работая с молодыми мамами, я в который раз вижу неразрывную связь раннего детства с проблемами во взрослых отношениях.

Хочу подойти к теме эмоциональной зависимости с далекого детства, и может быть через это ответить молодым мамам на вопрос: действительно ли нужно кормить ребёнка грудью?

Кормить ли ребёнка грудью

Казалось бы, давно доказано, что ребёнок нуждается в грудном вскармливании. И есть обоснования этим словам — в материнском молоке есть много полезного для здоровья ребёнка, но не будем вдаваться в медицинские и физиологические подробности. Я хочу затронуть психологический аспект грудного вскармливания. Насколько важно с первых дней жизни заложить здоровый фундамент в психике.

Ребёнок рождается в систему мать- дитя и первая его потребность состоит даже не в любви, а в безопасности. Как удовлетворяется эта потребность? Чаще всего здесь самое главное значение имеет материнское присутствие.

Женщина с рождением ребёнка на какое-то время должна забыть о себе. В первые 3 месяца ей нужно раствориться в ребёнке.

Физический уход – это полдела, а вот постоянное присутствие, тепло материнского тела, её запах, запах молока и любви дает ему ощущение – мир хорош, добр и я в безопасности

Если по какой-то причине у матери нет молока, и она не может вскармливать грудью, то с первых минут ребёнок развивается в условиях дефицита. Никогда бутылочка с соской не заменит материнскую грудь. Материнская грудь становится для ребёнка объектом его любви.

Это через неё ребёнок удовлетворяет все свои потребности. Насыщение молоком это часть глубокого процесса, закладывающего здоровую основу.

Накормленный, напитанный материнской любовью ребёнок вырастает гармоничным любящим себя человеком, способным любить других людей.

Такие люди во взрослой жизни выстраивают здоровые отношения со своими вторыми половинками. У них нет тревоги, они не боятся быть преданными. Брошенными, оставленными. Они просто об этом не думают.

Они настолько получили правильное представление о мире, что они не думают о плохом. Они наполнены.

Наполнение как раз происходит в первый год жизни ребёнка. Тревожная мать не может наполнить ребёнка и дать уверенность и безопасность. Она сама не чувствует себя в безопасности.

Материнская тревога рождает зависимость

Очень много молодых мам внутренне не готовы к материнству. Они боятся собственных детей, вернее не детей, а моментов где они не понимают, что нужно делать, чтобы успокоить ребёнка.

Когда ребёнок плачет, уровень их тревоги поднимается, и хоть они стараются как-то утешить младенца, но их состояние передается ему и он не может успокоиться. Ему страшно с такой мамой.

Он не чувствует себя в безопасности рядом с ней.

Материнская тревога, превращает общение матери с ребёнком зачастую в ад. Где она совершенно обесточена, бессильна и беспомощна.

Грудное вскармливание также таким матерям дается сложно. В своей работе, особенно в длительных программах, я очень часто вижу, что именно ранние проблемы в детстве привели к дыре в душе, которую, к сожалению, никакими практиками невозможно залатать и наполнить.

Читайте также:  Какие препараты вводят при кодировании от алкоголизма – перечень и принцип действия

Почему проблема зависимости — это практически нерешаемая проблема. Можно только усилием воли отказаться от того, что разрушает человека. Кого-то разрушает алкоголь, наркотики, еда. А кто-то разрушается в отношениях.

Корни любой зависимости

Из детства. С периода грудного вскармливания. Я, занимаясь проблемой эмоциональной зависимости, много изучала алкогольную зависимость, мне хотелось понять механизмы. Ведь эмоциональная зависимость ничем не отличается от других видов зависимостей.

Так вот, если идти в глубины, то почти каждый алкоголик быстро переходил на искусственное кормление. Кто-то с первых дней становился искусственником, кто-то в 3-4-8 мес.Или можно было наблюдать другую крайность —  кого то кормили до 3-4 лет и никак не могли оторвать от груди.

Много конечно причин, нет однозначного ответа. Кто искусственник – понятно, там с самого рождения рождается дефицит, оральная зона не получает должного и нужного удовлетворения. И в будущем такой человек будет искать удовлетворения в других источниках.

Не может бутылочка удовлетворить сосательный рефлекс, через неё молоко льется слишком быстро и у ребёнка с первых минут его жизни создается впечатление, что не нужно прикладывать усилия, все и так льется рекой.

И отсутствие материнской груди и любви, оставляет место неудовлетворению.

И вырастает потом человек с большими ожиданиями и претензиями к жизни. Не способный прикладывать усилия для достижения своих целей. Сдуваться при первых же трудностях. Ожидающего в отношениях от партнера подобного —  молока из соски.

Ничуть не лучше картина, когда мало молока и ребёнок привыкает с трудом добывать себе молоко. Как он будет относиться к жизни? Какие убеждения у него сформируются?  “В жизни ничего не дается просто так. Все нужно заслужить и заработать.

Есть, конечно, и масса других вариаций: мама может кормить ребёнка грудью, и в физиологическом плане у неё нет проблем.

Но она с трудом переживает свое материнство, и в душе не готова посвятить себя полностью ребёнку в первые месяцы его рождения.

Она хорошая мама и умом понимает, что нужно отдаться ребёнку, и она изо всех сил старается делать все правильно. Но вы понимаете же, что разница огромна – стараться делать или делать от души.

То, что мы делаем от души, нас наполняет радостью и энергией. А то, что мы делаем, потому что надо, истощает нас и оставляет ощущение усталости.

Проблемы по женской линии передаются 

Трудно будет женщине, не получившей от собственной матери достаточно грудного молока и любви, стать такой же матерью для своего ребёнка. Обычно проблемы по женской линии передаются из поколения в поколение. Чтобы разрешить пробелы в раннем детстве нужен не один год терапии, добраться до ранних структур очень и очень не просто.

И в любом случае мы не сможем попасть в детство и переписать его. Осознав и поняв, в каком дефиците мы выросли, увидев и почувствовав, чего мы лишились — безудержная, неосознаваемая тяга к любящей материнской груди сменяется величайшим горем после понимания, что этого не было и никогда не будет.

Невозможно восполнить детские пробелы, невозможно заштукатурить душевные дыры, но возможно осознав и почувствовав все, принять эту ситуацию как невозвратимую и непоправимую. И отгоревать  по полной невосполнимую утрату. Есть в жизни потери, которые никогда и ничем невозможно восполнить.

И не нужно к этому стремиться, нужно определить место в своем внутреннем мире для этой утраты.

Когда происходят такие процессы в душе, только тогда мы способны исцелиться от зависимости. До тех пор, пока в нашей душе существует неоплаканная дыра, она, конечно же, всегда будет стремиться к удовлетворению, не в состоянии отказаться от надежды быть чем-то или кем-то заполненной.

Только встреча с ней и понимание, что она не заполнится способно привести нас к боли утраты.

Когда мы работаем по 6-ти месячной программе, то почти каждая участница после 2-3 мес начинает видеть сны, связанные с едой. И на первых этапах почти все не могут нормально поесть. Кому-то не достаётся еда, у кого-то отравлена, кто-то место не может найти в кафе. У каждого свои причины, но во сне существуют какие-то препятствия. Что это значит?

В результате работы мы затрагиваем глубокие слои бессознательного и всплывают проблемы раннего детства. Значит, в первый год жизни были проблемы с грудным вскармливанием, что-то там пошло не так. Вот он корень всех будущих проблем в отношениях.

И действительно, кто вспоминает разговор мамы, кто спрашивает и выясняется, что были проблемы. Мама не могла кормить грудью. Вот отсюда и начинает накапливаться потребность в любви.

“Вечно голодная” девочка теперь обречена на поиск любви и внимания. И, конечно же, в отношениях, неосознанно она будет искать полную материнскую грудь.

И понятно, ни один мужчина не сможет дать того, чего бессознательно ищет “голодная девочка”.

Начните решать проблему эмоциональной зависимости с вебинара: “Эмоциональная зависимость”Ну а для тех, кто готов к длительной, серьезной и глубокой работе, 6-тимесячная программа: “Дорога Домой” – идеальное решение.

С любовью, Ирина Гаврилова Демпси

Источник: https://www.irinagavrilovadempsey.ru/articles/samorazvitie/ehmocionalnaya-zavisimost-sledstvie-rannego-detstva/

Мы навсегда застреваем в том возрасте, в котором нас недолюбили

Зависимость возможна даже в раннем возрасте?Невероятные факты

Как часто вы встречаете людей, которым больше 30-ти или 40 лет, но кажется, что они застряли в детстве? Может быть, вы тоже к ним относитесь?

Не беспокойтесь, нам всем свойственно оставаться в состоянии детства, пока мы не научимся себя любить.

Каждый из нас рождается с уникальным набором качеств и со своими индивидуальными потребностями. Но существуют основные нужды, свойственные каждому возрасту. Если они не удовлетворяются, эмоциональное развитие человека затормаживается.

  •  26 признаков взрослых людей, переживших в детстве эмоциональное насилие
  • В раннем возрасте мы особенно уязвимы, и эмоциональные травмы, которые мы переживаем в этот период, остаются в нашем теле и замораживаются во времени.
  • Чтобы узнать, на каком возрастном этапе мы застряли, нужно понять основные потребности ребенка в каждом возрасте.

Этапы детства

От 0 до 1 года – младенчество

В первый год жизни ребенок полностью зависит от матери. Он нуждается в материнской любви и внимании, так как именно она удовлетворяет его основные потребности.

Если мать игнорирует потребности ребенка, не откликается на его плач или холодна к малышу, ребенок становится боязливым и тревожится о своем благополучии. Он становится недоверчивым, так как его подвел первый человек, в которого он верил.

Этот ранний опыт будет иметь отголоски во взрослой жизни и может негативно сказаться на его отношениях с окружающими и способности завязывать связи с остальными. Такому человеку всю жизнь бывает очень сложно доверять другим.

От 2 до 4 лет – раннее детство

На следующем этапе у ребенка начинают вырабатываться способности к самоконтролю, и он делает первые шаги в изучении мира. У него развиваются моторные навыки, он учится ходить и говорить.

Если в это время родители не уделяют ребенку достаточно внимания или требуют от него то, что находится за пределами его возможностей, такой ребенок может в будущем чувствовать себя неудачником, неспособным оправдать ожидания окружающих.

В то же время, если родители чрезмерно опекают малыша, это может мешать ребенку осваивать жизненные уроки. Такой человек, даже будучи взрослым, будет всегда искать одобрения остальных людей, и постоянно нуждаться во внимании.

От 4 до 6 лет – дошкольный возраст

В течение следующих лет ребенок продолжает физически и психически развиваться. Он любознателен и задает множество вопросов. В это время дети нуждаются в ответах на вопросы и в поддержке их интересов, увлечений и начинаний.

Если родители не поддерживают любопытство и творческие порывы ребенка, или наказывают за беспорядок, у него может развиться комплекс вины.

 Ваша СУДЬБА записана в вашем ИМЕНИ: узнайте свою!

Став взрослым, такие большие «дети» не могут сосредоточиться на своих целях, им не хватает мотивации для их достижения. Чувство вины может привести к пассивности, фригидности или даже склонности к психопатии.

От 7 до 17 лет – школьные годы

Когда ребенок начинает ходить в школу, у него начинается новый этап. Он оказывается в новой среде, где осваивает новые навыки, и где формируются его ценности.

Если родители начинают сомневаться в способностях ребенка, его месте среди сверстников, не поддерживают его, у него развивается комплекс неполноценности. 

Этот комплекс мешает ему во взрослой жизни эффективно работать и лишает его уверенности в себе. Такой человек может всю жизнь быть рабочей лошадкой, не позволяя себе метить выше.

Возраст внутреннего ребенка

  1. Как же выйти из этой ситуации?
  2. Если вы чувствуете, что застряли в своем эмоциональном развитии из-за опыта, пережитого в детстве, вам нужно помочь своему внутреннему ребенку вырасти.

Представьте себя ребенком. В каком возрасте вы себя представляете? Как вы выглядите? О чем думаете? Кто находится рядом с вами? Какие проблемы у вас возникают с этими людьми?

Поговорите со своим внутренним ребенком.

Возьмите бумагу и два карандаша разного цвета. Держите карандаш одного цвета в правой руке (если вы правша), а другой — в левой. Напишите правой рукой от лица себя взрослого, и левой – от лица ребенка.

В вашем разговоре участвуют только двое: вы и ваш внутренний ребенок.

Спросите у ребенка, что ему не хватает в жизни? Дайте ему ответ на то, что он ищет. Зовите его по имени и задавайте личные вопросы. Отвечайте ему с любовью и добротой.

Вам нужно будет проявить терпение. Могут потребоваться недели, и даже месяцы, чтобы вы смогли установить связь со своим внутренним «Я». Вам нужно понять, что ребенок страдал очень долго, и вам нужно сопереживать его эмоциям и потребностям.

Со временем ваш внутренний ребенок повзрослеет, вы станете сильнее и сможете лучше противостоять любым невзгодам.

Станьте тем родителем, в котором вы всегда нуждались!

Источник: https://www.infoniac.ru/news/My-navsegda-zastrevaem-v-tom-vozraste-v-kotorom-nas-nedolyubili.html

Психологи выделили 8 признаков кризиса воспитания и рассказали, что с этим делать

  • В каждой стране свой рецепт счастья. Мы выбрали 8, которые можно применить прямо сейчас
  • 12 звуков, которые издает ваш котик, и что они означают
  • Что такое русский народный стиль на самом деле (Кокошники и красные сарафаны тут ни при чем)
  • Почему наша внешность отличается от того, что мы видим в зеркале (И это к лучшему)
  • 19 доказательств, что дети своей логикой буквально обезоруживают взрослых
  • 13 фактов о мужчинах, которые они и сами не знают
  • 20+ запросов пользователей, которые очень хотели посмотреть фильм, но забыли, как он называется
  • 17 человек, которые своими снимками доказали, что нет ничего важнее семьи
  • 17 переписок с родителями, в которых иронии и юмора примерно поровну
  • Бывший угонщик и автомеханики поделились секретами, которые помогут сохранить ваш автомобиль
  • Как изменились 13 звезд Болливуда, чьи фильмы хочешь не хочешь, а видел каждый
  • 14 привычных вещей, которые мы используем не так, как задумал производитель (Самое время прочитать инструкции)
  • Пользователи Reddit рассказали о неочевидных признаках депрессии, которые сложно заметить окружающим
  • 10 ранних признаков нехватки витамина С в вашем организме
  • Как за 5 часов я приготовила еду на неделю вперед и почему больше не повторю этот опыт
  • 20 человек, которые умеют наслаждаться жизнью без лишних заморочек

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/psihologi-vydelili-8-priznakov-krizisa-vospitaniya-i-rasskazali-chto-s-etim-delat-1700515/

Консультация ( группа) по теме: Роль взрослого в воспитании ребенка раннего возраста | Социальная сеть работников образования

Роль  взрослого  в  воспитании  ребёнка  раннего  возраста.

С  момента  появления  на  свет  младенец  нуждается  в  тесном  эмоциональном  телесном  контакте  с  матерью.

 Он  жаждет  чувствовать  её  прикосновения,  ласку,  постоянную  заботу  и  внимание,  всеми  имеющимися  у  него  средствами  старается  удержать  её  возле  себя,  вступает  с  ней  в  диалог.

 Чуткое  и  ласковое  поведение  матери,  симбиотическая  связь,  эмоционально-личностное  общение  с  ней  способствуют  формированию  у  ребёнка  чувства  безопасности,  защищённости,  доверия  к  миру.

 Эти  же  чувства  он  со  временем  переносит  на  тех  взрослых,  с  которыми  вступает  в  тесный  эмоциональный  контакт.  От  того,  сформированы  эти  базисные  новообразования  или  нет,  в  будущем  зависит  уверенность  малыша  в  себе,  в  свои  силы,  возможность  совершать  самостоятельные  поступки.

Маленький  ребёнок  безгранично  доверяет  взрослому.  Рядом  с  ним  малыш  не  испытывает  страха,  чувствует  себя  в  безопасности.

 В  новой  обстановке,  оценивая  степень  опасности,  он  в  первую  очередь  ориентируется  на  взрослого:  обращает  внимание  не  его  внешние  проявления,  старается  вникнуть  в  суть  его  высказываний.

Читайте также:  Феназепам: побочные действия и противопоказания

 Доверяя  ему,  малыш  приобретает  доверие  к  миру.  Свои  привычки,  стиль  поведения  он  выстраивает,  подражая  любимому  взрослому.

Ребёнок – существо  деятельное,  любознательное.  Наблюдая  за  происходящим  вокруг,  он  сразу  же  вычленяет  для  себя  что-то  новое,  стремится  понять  его,  проявляя  самостоятельность,  инициативность.  Но  без  взрослого  ему  не  обойтись.

 В  первые  годы  жизни  происходит  становление  индивидуальности  ребёнка,  поэтому  чрезвычайно  важно,  чтобы  взрослые  создавали  оптимальные  условия  для  развития  его  личности.

 Только  в  тесном  взаимодействии  со  взрослым  ребёнок  начинает  усваивать  огромное  количество  специфических  действий  с  предметами  согласно  их  общественному  назначению,  учится  играть,  жить  в  социуме.

Взрослый  не  должен  скупиться  на  щедрые  похвалы  ребёнка.  Следует  отмечать  даже  незначительные  успехи  малыша.  Воспитание  любовью  —  эффективный  метод  воспитания  детей  первых  лет  жизни.

 В  атмосфере  любви  и  заботы  малыш  растёт  спокойным,  активным,  уверенным  в  себе,  открытым  и  доброжелательным  к  окружающим.  Любовь  ускоряет  процесс  социализации  ребёнка.

 При  недостатке  любви  малыш  постоянно  испытывает  дискомфорт,  растет  хмурым,  замкнутым,  неуверенным  в  себе.

Умение  ребёнка  обращаться  ко  взрослому  с  вопросом,  за  помощью —  прямое  отражение  того,  как  взрослый  общается  с  малышом.

Любовь  к  ребёнку  не  означает  вседозволенность.  Спокойно,  доброжелательно  высказанное  замечание,  ограничение  в  нежелательных  действиях – это  тоже  проявление  любви.  Для  малыша  это  и  расстановка  ориентиров,  и  осознание  понятий  «хорошо – плохо»,  и  уверенность  в  том,  что  о  нем  помнят,  а  значит,  любят.

Взрослый  должен  выступать  в  роли  внимательного  помощника  и  доброжелательного  учителя.  Такой  взрослый  в  глазах  ребёнка  становится  настоящим  авторитетом,  на  которого  хочется  походить  во  всем.  Развивающая  роль  взрослого  заключается  в  грамотном  сопровождении  малыша  в  окружающем  мире.

Категорически  запрещается  высмеивать  ребёнка,  унижать  его  достоинство.  Следует  помнить,  что  у  ребёнка  в  этом  возрасте  формируется  самооценка.

Запрещая  что-то,  следует  спокойно,  в  доступной  форме  объяснить  малышу,  почему  нельзя  совершать  то  или  иное  действие,  доходчиво  разъяснить  смысл  его  поступков.  Ни  в  коем  случае  нельзя  запугивать  ребёнка,  угрожать  ему.  Если  что-то  запрещается  категорически,  то  следует  предложить  малышу  альтернативу.

 Запретив  одно,  нужно  сразу  же  предложить  что-то  другое,  нельзя  ребёнка  оставлять  в  бездеятельном  состоянии.  И  все  же  ребёнок  может  расшалиться,  перестать  слушать  взрослого.  В  этом  случае  для  малыша  первого  и  второго  годов  жизни  действенным  будет  метод  отвлечения:  «Смотри,  к  на  птичка  прилетела!».

Задача  взрослого – донести  до  сознания  детей  мысль  о  том,  что  есть  запреты,  которые  даже  не  обсуждаются.

В  воспитании  малышей  могут  иметь  место  порицания,  но  не  суровые  наказания.  Шлепок  демонстрирует  бессилие  взрослого,  бессмысленное  усаживание  на  стул  также  не  имеет  эффекта.

 Ребёнок  в  силу  особенностей  возраста  не  сможет  долго  усидеть  на  стуле  и  найдет  для  себя  занятие  под  стулом,  а  то  и  вовсе  сбежит,  забыв  о  первопричине  наказания.

 Ещё  хуже,  когда  взрослый  пытается  наказать  ребёнка  трудом:  «Что  ты  все  бегаешь  и  бегаешь!  Лучше  иди  покорми  рыбок!»

Останавливая  нежелательные  действия   малыша,  взрослый  не  должен  поддаваться  эмоциям.  Следует  спокойно  и  грамотно  разобраться  в  происходящем.  При  этом  важен  стиль  порицания:  взрослый  должен  выражать  не  гнев,  а  огорчение  (малыш  чутко  улавливает  разницу).

 Сочувствуя  огорчению  взрослого,  ребёнок  искренне  раскаивается  в  содеянном,  надолго  запоминает  этот  эпизод.  Гневные  слова  в  адрес  малыша  могут  привести  к  неожиданным  результатам.

 Ребёнок  второго  года  жизни  начнет  удивленно  рассматривать  лицо  разгневанного  взрослого,  прислушиваться  к  возбужденному  голосу,  не  вникая  в  суть  происходящего.

Порицание  должно  сразу  же  следовать  за  проступком,  чтобы  ребёнок  понял  его  справедливость.  Педагогическая  ценность  порицания  пропадает,  если  взрослый  говорит:  «Вечером  придет  папа,  я  ему  расскажу!..»  К  вечеру  малыш  напрочь  забудет  о  своем  поступке,  так  как  память  его  кратковременна.

В  ходе  воспитательного  процесса  важно  дозировать  запреты  и  наказания.  Частые  ограничения  сковывают  детскую  активность,  замедляют  развитие  интеллекта.

 У  одних  детей  резко  снижается  эмоциональный  тонус,  пропадает  интерес  к  окружающему.  Дети,  находящиеся  в угнетённом  состоянии,  довольно  длительное  время  могут  отказываться  от  игры  и  т.п.

 Другие  бунтуют,  кричат,  протестуют  против  ограничения  свободы  собственных  действий,  становятся  раздражительными,  обидчивыми.

Раннее  детство – самоценный  период,  наполненный  богатым  содержанием,  познавая  которое  взрослый  совершенствует  свое  мастерство.  Постоянно  помня  о  том,  что  организм  малышей  хрупок  и  раним,  взрослый  должен  чутко  реагировать  на  изменения  самочувствия  и  настроения  детей.  

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/11/rol-vzroslogo-v-vospitanii-rebenka-rannego-vozrasta

Преодолеем вместе

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ

Сензитивный – т. е. наиболее благоприятный. Существуют разные сензитивные периоды для формирования тех или иных психических процессов.

(!) До 6 лет заканчиваются все сензитивные периоды развития ребенка. (Это происходит самопроизвольно, без напряжения, без вложения особых сил, все формируется в соответствии возрасту. А после 6 лет уже идет научение, обучение).

Существуют следующие сензитивные периоды:

  1. Период движения и действия 0-4г (пик – 1,5 г) – возможность для развития крупной и мелкой моторики (на всю жизнь!)
  2. Период развития органов чувств 0-5л (пик – 3 г) – развитие сенсорики, ребенок чувствует окружающий мир: цвет, форму, запахи, ощущения и пр.
  3. Период порядка 1-3л (пик – 2,5 г) – режим дня, сон, питание, принадлежность вещей (мой, мамин, папин). Это безусловно важно для физического и психического здоровья.
  4. Период развития мелких предметов 1,5 – 2,5 г (пик – 2 г) – значки, пуговицы, стеклышки, коробочки…
  5. Период социального развития 2,5 – 6 л (пик – 4 г) – общение с семьей, со сверстниками.
  6. Период развития речи 0 – 6 л (нет пика) – очень плавно.

(!) Таким образом, большинство пиков развития сензитивных периодов характерно для раннего возраста (до 3 лет)!!! => важность раннего детства в развитии человека.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

В раннем детстве ребенком приобретается самостоятельность, которая выражается в биологической независимости от взрослого (ре становится независим от питания).

Также возможность самостоятельного передвижения – прямохождение. Именно благодаря прямохождению ре получает свободу в плане самостоятельного взаимодействия с внешним миром, т.е. расширяются возможности знакомиться со свойствами предметов.

ВВД – предметно-манипулятивная. Формируется новое отношение к миру предметов. Это уже не объекты для манипулирования, а вещи, имеющие определенное назначение и способ употребления. Специфика: ре открываются функции предметов, но назначение предметов является для него скрытым, оно не может быть выявлено путем простого манипулирования, и именно взрослый демонстрирует ре назначение предметов.

(!) Ориентировка типа «Что такое?» сменяется на «Что с эти можно делать?»

Действия, особенно значимые для ПР: соотносящие (пирамидка – приведение предметов в определенные пространственные взаимоотношения) и орудийные (чашка, совочек – действия с определенным предметом).

На 3 году зарождаются новые виды деятельности – игра и продуктивная деятельность (рисование, лепка). Сначала игра очень схожа с предметно-манипулятивной деятельностью, 2-3 действия (кормление куклы).

С взрослением ре идет обогащение содержания игры, ре начинает изображать различные действия, не выполняя их реально (Миша будет паровозиком; Покажи, как папа забивает гвоздь). К 3 г. Ре начинает использовать в игре предметы-заместители.

Одновременно с этим, дети начинают изображать взрослых.

ИЗО – черточки, дуги, подражание взрослым – чирканье обоев, узнавание того, что нарисовал.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Ребенок раннего возраста – это существо СУПЕРэмоциональное (!) Все переживания по принципу «здесь и теперь». (Взрослые же переживают прошлое и будущее, мало сосредоточиваясь на настоящем). Желания ребенка, его мотивы неустойчивы, быстро меняются. Поэтому ребенок действует не задумываясь, под влиянием только что возникших чувств.

ОБЩЕНИЕ: Дети раннего возраста – это дети без друзей. В 2 г. При появлении сверстника ребенок может искать защиту у матери. В 2,5 г. Может играть со сверстниками, когда видит мать. К 3г. могут возникать кратковременные совместные действия.

  Одновременно с этим к 3 г. у детей возникает чувство симпатии, желание поделиться игрушками.

Но даже при возникновении желаний, общаясь с детьми, ре исходит всегда только из своих потребностей и желаний, не учитывая потребностей и желаний другого.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ: Ребенок раннего возраста еще не может управлять своим поведением и выполнять непривлекательные для него действия. Поэтому нельзя требовать от него невозможного.

Реакции: хныканье, капризы, прекращение действия, незавершенность деятельности, отсутствие целеустремленности.

Аффективные вспышки гасятся тогда, когда взрослый спокойно на них реагирует, а особое внимание к ребенку подкрепляет капризы.

САМОСОЗНАНИЕ: С 1,5 лет ребенок стремится к получению оценки взрослым своих поступков. Это формирует у него либо чувство гордости за себя (когда действия ре поощряются взрослым), либо чувство стыда (когда взрослый ругает).

Зарождение самосознание начинается, когда ребенок узнает себя в зеркале. С 2 лет ребенок начинает называть себя по имени, чаще в 3-м лице (Маша пошла). Кроме он отстаивает свое право на владение этим именем и протестует, когда его называют другим именем. К 3 г. появляется интерес к людям, которые носят такое же имя. С появлением имени возникает и половая идентичность (Костя – мальчик).

К 3 г появляется местоимение «Я», следовательно, появляется первичная самооценка (Какой Я?). Чаще всего на вопрос «Какой ты?» ребенок отвечает (вопрос к аудитории) :

я – хороший. Это основывается на потребности ре в эмоциональной безопасности, безусловном позитивном принятии. Поэтому у ребенка самооценка всегда завышена.

  • Возникновение первичного сознания «Я» приводит к кризису 3 лет.
  • КРИЗИС 3 ЛЕТ: «Я сам!» Следующие симптомы:
  • — негативизм: вопреки желанию, только потому, что его попросили об этом
  • — упрямство: настаивает на чем-либо не потому, что хочется, а потому, что он это потребовал.
  • — строптивость: направлена против человека, против тех правил и образа жизни, которые сложились до 3 лет.
  • — своеволие: хочет делать все сам, даже если не умеет
  • — протест: бунт против взрослых, война с окружающими
  • — обесценивание личности взрослого
  • — деспотизм или ревность

(!) Кризис 3 лет протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

РЕЧЬ: Совершенствуется понимание речи взрослого и формируется собственная активность речи, которая идет за счет возрастающего интереса ре к предметам и их свойствам. Ре обращается к взрослому: что с эти можно делать? В процессе манипулирования с предметом усваивается и слово, которым называется предмет.

Сначала речь ребенка телеграфная: слова между собой не согласуются, ребенок не умеет изменять слова в соответствии со смыслом. С 2-3 лет появляются первые фразы и предложения из 2-3 слов, в основном ре проговаривает свои действия (Я пошел…). К 3-4г.

Появляется собственно речь – первые обобщения, понимание инструкций взрослого, понимание сказок.

ВОСПРИЯТИЕ: (!) Основная познавательная функция. Восприятие ре является полевым, т.е. то, что лежит в поле зрения, то и привлекает ребенка. Особенности: восприятие аффективно окрашено и всегда переходит в действие. (!) Всё, что ре видит, он стремится потрогать и взять в рот. К 2,5 – 3 г. Ре уже способен осуществить выбор предмета по форме, по величине и по цвету.

ВНИМАНИЕ: Развитие внимания происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи.

Самостоятельная ходьба делает для ре доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Теперь он сам выбирает предмет, на который направляет внимание. А т.к.

ребенок знакомится все с большим количеством предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание.

(!) Когда ре что-то делает, нельзя его отвлекать. Кроме того, дети сами часто отвлекаются (поле зрения): играя в машинку, ребенок увидел плюшевого мишку, он бросает машинку…В итоге все игрушки разбросаны.

ПАМЯТЬ: Главный процесс – узнавание (например, взрослых). Ребенок уже может воспроизводить ранее услышанное или увиденное, но непроизвольно. Поэтому еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. (!) Раннее детство не помнится нами также как и младенчество. Особенности: аффективная окрашенность.

Предмет притягивает ре, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Ребенок видит вещь, она его привлекает, начинает разворачиваться импульсивное поведение.

Следовательно, восприятие переходит в действие, внимание сосредотачивается на процессе, происходит запечатление в памяти результатов от этого действия.

МЫШЛЕНИЕ: Наглядно-действенное, т.е. мышление, которое проявляется в действии. Ребенок учится устанавливать связи между предметами для достижения цели. Знакомясь с различными свойствами предметов, накапливается запас представлений об их свойствах (зарождение наглядно-образного мышления).

Накопление опыта практических предметных действий приводит к тому, что малыш представляет как добиться результата. Он начинает действовать не на основе представлений, а на основе образов, созданных прошлым опытом (хочет включить свет – берет стул).

Кроме того, развитие речи приводит к тому, что ребенок начинает задавать вопросы – у него появляются первые представления о причинно-следственных отношениях; формируются первые мыслительные операции: цвет, форма, размер.

  1. ВООБРАЖЕНИЕ: только элементарные формы.
  2. — мнимые действия с ребенком (Бодяй, придет серенький волчок)
  3. — образная модель действий (поехали-поехали, на лошадке…)
  4. — представления о событиях за пределами воспринимаемого (завтра поедем к бабушке)
  5. — рассказы о вымышленных событиях, удерживающие ре от слез (Вон, смотри, киска на тебя смотрит: чего мальчик плачешь?)
  6. — мнимые состязания (за маму — за папу, кто больше каши съест)
  7. — действия с иллюстрациями, пальчиковые игры (Сорока-Ворона кашу варила…)
  8. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА
Читайте также:  Закон о каннабисе и гашише в россии

РАННЕЕ ДЕТСТВО – это период интенсивного физического и психического развития. Причем быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне – недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем à присущая возрасту ранимость организма.

Поэтому следует  уделять большое внимание здоровью + систематический учет развития, чтобы своевременно обнаружить соответствие возрасту либо отставания в развитии.

Существуют закономерности, которые необходимо учитывать при организации жизни и воспитания детей раннего возраста:

  1. Взаимообусловленность физического и психического: умственное развитие зависит от физического состояния и настроения. Если дети легко утомляются, это приводит к капризам, конфликтам.
  2. Повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность (заплачет один, и сражу же другой).
  3. Сенсомоторная потребность – потребность во внешних запечатлениях, ощущениях и движениях.
  4. Потребность в общении со взрослым.
  5. Особенности ВНД (высшей нервной деятельности): недостаточная функциональная зрелость и выносливость нервной системы к воздействиям внешней среды, медленное нарастание работоспособности нервных клеток головного мозга. Поэтому особое внимание в раннем возрасте следует уделять режиму дня.
  6. Подражательность речи взрослого.

Источник: https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/psixologicheskie-aspekty-razvitiya-rebenka-v-rannem-vozraste-1-3g/

Влияние на развитие и характер ребёнка разлуки с матерью в раннем возрасте. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

(Фильм прикреплён к статье).

1969 г. В небольшом английском городке у супругов Робертсон появляются новые соседи — молодая семейная пара с малышом. Отец семейства переведён в этот город на более престижную и высокооплачиваемую должность в рамках корпорации. Мать занимается домашней работой, воспитанием малыша и беременна вторым ребёнком.

У молодой семьи пока нет близких знакомых на новом месте жительства, кроме дружелюбных соседей, и они вынуждены обратиться к соседям за помощью. В скором времени молодая женщина должна несколько дней провести в роддоме. Не могут ли соседи посоветовать, куда на это время можно пристроить малыша?

Джеймс и Джойс Робертсон не только благожелательные соседи. Они сотрудники местного детского дома, поэтому решение проблемы приходит само собой. На необходимое время ребёнка можно поместить в детский дом, где они работают.

Там за ним будет обеспечен квалифицированный уход, и, что немаловажно, он регулярно будет видеться со своей соседкой Джойс — доброжелательная знакомая фигура рядом уменьшит болезненность расставания малыша с матерью. Хотя мальчик активный, здоровый, умный, для своих полутора лет хорошо развит, но разлука с матерью в столь раннем возрасте для него довольно тяжела.

Вещи, ранее принадлежавшие малышу, и люди, вместе с родителями присутствовавшие в его жизни, призваны снизить тревогу расставания ребёнка с домом.

Предполагается, что пребывание мальчика в детском доме будет фиксироваться на киноплёнку. Когда-то Джеймс Робертсон снял фильм для профессора Дж. Боулби о том, как влияет на поведение ребёнка расставание с близкими людьми. На этот раз есть все условия, чтобы сделать то же самое — киносъёмку приветствуют и родители малыша, и администрация детского дома.

Супруги Робертсон работают в детском доме в качестве психологов и параллельно заняты исследованием влияния разлуки с матерью на поведение и характер ребёнка. Они — сторонники и последователи английского психиатра и психоаналитика Дж. Боулби и его теории привязанности.

Съёмка ведётся все дни подряд с утра до вечера, пока мальчик находится в детском доме. Благодаря этому, у Джойс Робертсон есть возможность находиться рядом с малышом как можно больше времени и в то же время выполнять свои рабочие обязанности.

Так был создан фильм о мальчике, на 9 дней разлучённом с матерью. При просмотре фильма можно заметить, что периодически малыш подходит к оператору — на тот момент самому близкому для него человеку.

Этот рядовой исследовательский фильм получился настолько захватывающим и пронзительным, что слухи о нём довольно быстро просочились в сферы, не имеющие отношения к детской психологии.

В скором времени фильм был показан по английскому телевидению в прайм-тайм и произвёл переворот в социальной политике английского общества по отношению к детям.

Министр образования, увидевший фильм, поставил вопрос о закрытии детских домов на заседании правительства.

Была разработана специальная программа, по которой в течение четырёх лет практически все детские дома Англии были закрыты, а дети, оставшиеся без родителей, размещены в приёмных семьях.

По отзывам очевидцев, сейчас в Англии «нет не только брошенных детей, нет даже брошенных собак и кошек».

Фильм «Джон», оказавшийся радикальным для социальной политики английского правительства, привлёк внимание к теории привязанности Дж. Боулби, выведя её из стен институтов и клиник, где она разрабатывалась более двадцати лет, и показал её практическую значимость.

Влияние разлуки с матерью на поведение и характер ребёнка

С точки зрения Дж. Боулби, привязанность — поиск и поддержание контакта со значимыми другими — базовая человеческая потребность.

Потребность в эмоциональной привязанности к другим людям не менее свойственна человеку, чем потребность в пище и сексе. Она не следствие этих потребностей, а врождённая равноправная и независимая потребность.

Именно за эту идею Дж. Боулби в 1947 году был исключён из Британского психоаналитического общества, которое сочло, что дополнять (речь шла именно о дополнении, но отнюдь не о пересмотре) теорию З.Фрейда никому не позволено.

Однако с течением времени влияние эмоционального контакта ребёнка с матерью на развитие и становление психики была доказано, и в настоящее время признано большинством направлений современной психологии.

По мнению Дж. Боулби, потребность в эмоциональной привязанности к значимому другому — наследство наших биологических предков.

Контакт с фигурой привязанности — внутренний механизм выживания вида, естественная защита особи от тревоги и уязвимости. Страх и неопределённость активирует потребность привязанности. В моменты, когда мы особенно уязвимы, нам жизненно важно ощущать, что мы не одиноки.

Поведение и характер взрослого человека во многом определяются тем, насколько была удовлетворена потребность в эмоциональном контакте в процессе его роста и развития, в процессе формирования психики.

В зависимости от степени удовлетворения формируется тип привязанности. Он складывается в первые три года жизни и определяется отношением к ребёнку первичной фигуры привязанности — матери.

Если мать была способна удовлетворить естественные потребности развития ребёнка, то формируется надёжный тип привязанности. В основе надёжной привязанности лежит чувство безопасности и доверия к окружающему миру.

Дети с надёжным типом привязанности уже в раннем возрасте проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх.

В дошкольном и подростковом возрасте демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью и отзывчивостью.

Если мать способна удовлетворить естественные потребности развития ребёнка лишь частично, то в зависимости от того, как и насколько удовлетворяются эти потребности, формируется аффективно ненадёжная (амбивалентная, двойственная) или индифферентно ненадёжная (избегающая) привязанность. Дети с ненадёжными типами привязанности требуют большего внимания со стороны взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво.

В процессе формирования привязанность подвергается испытаниям, которые вызваны поведением матери вследствие различных жизненных обстоятельств. Основное испытание — разлука с матерью как с первичной фигурой привязанности. Оно может оказаться слишком травмирующей для неокрепшей психики, подвергая её опасности нарушения.

Эффект разлучения, как правило, включает в себя три стадии:

  • Первая — стадия протеста: оставшись без матери, ребёнок протестует: плачет, кричит, отвергает все виды предлагаемой помощи.
  • Затем стадия протеста переходит в стадию отчаяния: малыш затихает, уходит в себя, становится пассивными и, по-видимому, находится в состоянии глубокой печали.
  • Далее наступает стадия отчуждённости: ребёнок становится более оживлён, может принять заботу других людей, и кажется, что его состояние улучшается. В этот период страдания ребёнка не всегда явно проявляются, может создаться впечатление, что ребёнок «забыл», однако это не так. Когда мать возвращается, ребёнок либо отворачивается, не хочет её признавать, теряя к ней всякий интерес, либо вцепляется в неё, не отпуская ни на минуту, ни на шаг.

С течением времени большинство детей восстанавливают подвергшуюся испытанию разлукой связь с матерью. Однако слишком продолжительное разлучение с родителями в раннем возрасте накладывает серьёзный отпечаток на личность ребёнка, проявляясь в особенностях характера.

Дети, пережившие травму разлуки с матерью, отличаются повышенной тревожностью. Защитные психологические механизмы, призванные справиться с избытком тревоги, вносят свой вклад в формирование личности.

Так может возникнуть «личность, лишённая любви» — человек, утративший доверие ко всем людям, не умеющий заботиться об окружающих. Или наоборот, «личность, которая любит слишком сильно» — человек, жертвующий своими интересами, разрушающий себя ради интересов других.

За историей формирования, на первый взгляд, столь разных типов личности, стоит один и тот же страх — страх потери первичного объекта привязанности, страх потери матери.

Зачастую это приводит либо к отсутствию близких отношений, либо к квази-близким отношениям, когда отношения с самыми значимыми людьми не удовлетворяют, кажутся «ненастоящими», оставляют желать лучшего. Как правило, попытки их улучшить терпят крах, сталкиваясь с непониманием и отчужденностью.

При этом необходимо учесть, что отсутствие эгоизма, готовность жертвовать своими интересами ради других — социально одобряемые качества и далеко не всегда признаются следствием ранних детских травм. Однако с близкими людьми они приводят к тому, что человек вынужден сохранять мучительные для него отношениях, будучи не в силах пережить расставание.

Исследования Дж. Боулби и его последователей показали, что сформированная в раннем детстве первичная привязанность в дальнейшем достаточно устойчива и постоянна во времени. Большинство детей демонстрирует характерные черты привязанности к другим людям, как в младенчестве, так и в школьном возрасте.

Более того, во взрослом периоде люди часто проявляют те же самые качества в межличностных отношениях. Например, отношения, которые молодые люди устанавливают с лицами противоположного пола, так же как и отношения с родителями, можно разделить на надёжные, двойственные и избегающие.

Люди среднего возраста подобным же образом относятся к своим пожилым родителям.

По мнению, Дж. Боулби и И.

Брефертона, в процессе формирования того или иного типа привязанности, в процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребёнка развиваются так называемые «внешние рабочие модели себя и других людей». На протяжении жизни они используются для ориентации в различных ситуациях, для интерпретации происходящих событий и выработки ответной реакции.

Внимательные и заботливые родители, создавая у ребёнка надёжный тип привязанности, чувство базисного доверия к окружающему миру, способствуют формированию позитивной рабочей модели поведения.

Внимательное и чувствительное отношение к ребёнку убеждает его, что другие люди являются надёжными партнёрами.

Проявления позитивной рабочей модели — инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, когнитивная открытость новому опыту.

Нечувствительность к ребёнку — пренебрежение его интересами или, наоборот, подавление его интересов излишней навязчивостью, формирует ненадёжный тип привязанности.

В дальнейшем, по мере взросления малыша неадекватный родительский уход приучает его к мысли, что окружающие ненадёжны, и он не доверяет им.

Как результат — возникновение у ребёнка так называемой негативной рабочей модели, для которой характерны пассивность, зависимость от поведения других, искажённость восприятия своего образа и окружающего мира.

Помимо создания позитивной или негативной модели других, у ребёнка формируется «рабочая модель себя». От её «позитивности» или «негативности» зависит в будущем уровень самостоятельности личности и уважения к самому себе.

Ребёнок — начало взрослого

В фильме «Джон» показано, как 9-невная разлука с матерью в возрасте полутора лет отражается в поведении ребёнка. Налицо возможность превращения надёжной привязанности, сформированной полутора годами отношений с внимательной, отзывчивой мамой, в ненадёжную, избегающую привязанность в течение всего лишь девяти дней.

К сожалению, неизвестно, как сложилась судьба Джона в дальнейшем. Создатели фильма поддерживали связь с семьёй Джона ещё какое-то время, пока семья не переехала в другой город. Спустя много месяцев после девятидневного помещения в детский дом Джон очень волновался, когда мать отсутствовала рядом.

Как уже упоминалось, это был не первый фильм, показывающий влияние разлуки с матерью на поведение ребёнка. В 1952 году Джеймс Робертсон, будучи сотрудником лаборатории Дж. Боулби, снял фильм о восьмидневной госпитализации девочки Лоры.

Как было принято в то время, при помещении в больницу двухлетняя Лора была разлучена с матерью, и посещение её членами семьи было строго ограничено.

Страдания двухлетнего ребёнка, разлучённого с близкими ради лечения соматического заболевания, тогда тронули лишь сердца сотрудников Дж. Боулби и близких Лоры.

Более 20 лет понадобилось английским психологам и психиатрам, чтобы донести до общества идею, что разлука с матерью в раннем возрасте разрушительна для психики ребёнка.

У нас, к сожалению, до сих пор бытует представление, что пока маленький ребёнок сыт, в тепле и под присмотром взрослого, ничего плохого случиться с ним не может.

Оказывается, может — травма детской психики, возникающая при расставании с матерью, неминуемо скажется на дальнейшем развитии, характере и поведении человека.

Фильм «Джон: 9 дней в доме ребёнка» поможет тем, кто пережил травму расставания в глубоком детском прошлом, лучше понять себя в настоящем.

Наше сегодняшнее нерациональное, нелогичное, непонятное поведение зачастую обусловлено детским травмирующим опытом. Если Вы готовы встретиться с ним, будучи взрослым, и осознанно взглянуть на него с точки зрения сегодняшнего дня, у Вас есть возможность решить проблемы, мешающие жить успешной, полноценной жизнью.

Клинический случай

За психологической помощью обратилась девушка 30 лет с проблемой установления отношений. Это сказывалось как на работе — отвращение к деловым встречам, корпоративным party, систематическое разрушение необходимых для продуктивной работы контактов, так и на личной жизни. За внешней привлекательностью и умением легко общаться скрывалось одиночество.

Однажды, войдя в кабинет, она сказала: «…мне предложили посмотреть ужасный фильм. Я смогла выдержать только первые несколько минут, потом выключила. Это невозможно смотреть. Зачем снимать такие страшные фильмы? Кошмар какой-то, а не фильм».

В процессе дальнейшей работы выяснилось, что в раннем возрасте пациентка перенесли травму расставания с матерью. Мать вынуждена была выйти на работу, оставив маленькую девочку на попечение членов семьи. Несмотря на то, что семья была достаточно дружная и по-своему заботливая, разлука с матерью оказалась для малышки травмирующей.

По мере проработки этой травмы и чувств, связанных ней, происходило стойкое улучшение рабочих отношений и изменение личных в более позитивную для девушки сторону. А столь ужасным фильмом, который невозможно было смотреть более нескольких минут, для неё был фильм «Джон».

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/vliyanie_na_razvitie_i_harakter_rebenka_razluki_s_materju_v/

Ссылка на основную публикацию