Наркомания: профилактика в учебных заведениях, мероприятия, беседы, лекции

Повсеместное распространение наркомании приобрело угрожающие масштабы, а меры, принимаемые в качестве профилактики данного опасного для каждого явления, должны быть направлены на все слои общества и представлять собой комплекс разноплановых действий с высокой степенью результативности.

Мероприятия по профилактике наркомании

Различного рода мероприятия, цель которых — профилактика наркомании, должны направляться выявление имеющихся провокационных факторов и случаев пристрастия к наркотическим веществам, а также определение причин склонности к наркомании. Важным также я является нахождение путей устранения возможностей и причин возникновения данной болезни.

Основными направлениями мер по профилактике наркомании и алкоголизма являются социальные, педагогические и медико-психологические мероприятия, направленные на выявление имеющихся проблем и возможность их решения.

Наиболее важными на сегодняшний день можно считать проведение профилактических мероприятий в школе, поскольку именно подростки являются категорией населения, наиболее подверженных чужому (порой негативному) влиянию.

Совместная работу педагогов и родителей может обеспечить наибольшую результативность данных мероприятий.

Немаловажными следует считать также мероприятия, осуществляемые с помощью СМИ: возможность максимально широкого распространения данных о вреде наркотической зависимости, массовые опросы и информация о возможности получения анонимной помощи, — всё это может широко освещаться при помощи средств массовой информации.

Наиболее действенными такие мероприятия станут в том случае, если информация преподносится в наиболее просто воспринимаемой форме и положительном ракурсе, чтобы не вызвать реакции отторжения.

Это особенно важно при работе с подростками, которые в силу своих возрастных особенностей часто воспринимают всё новое негативно.

Ее смысловая нагрузка должна преподноситься в положительном, жизнеутверждающем ключе — именно такой подход позволяет получить результате при работе с людьми, уже имеющим опыт употребления наркотических препаратов.

Направления

Наркомания: профилактика в учебных заведениях, мероприятия, беседы, лекции

К наиболее важным следует отнести четыре главных направления в такой работы:

  • Проведение активной воспитательной и просветительской работы среди подростков и молодежи ввиду ее особой восприимчивости к приобщению к наркотическим веществам. Такая работы должна проводиться в школах и учреждениях образования, причем проведение ее в виде опросов, диалогов и правильно построенных лекций принесет значительно большие плоды в сравнении с принудительным посещением лекционных занятий с не слишком интересно построенным планом работы.
  • Санитарно-гигиеническое воспитание населения основано на информировании населения о вреде наркотиков, их негативном влиянии на все сферы жизни, и проводятся такие мероприятия также в виде преподнесения необходимой информации. Осуществляться это может с помощью средств СМИ, телевидения и радиовещания.
  • Общественная борьба с распространением и употреблением наркотиков. Здесь немаловажным составляющим фактором успеха станет личный пример и информации и возможности получения анонимной помощи как медицинского, так и психологического характера.
  • Административно-законодательные меры применяются уже в случае явного нарушения законов. И боязнь несения справедливого наказания за распространение и употребление наркотиков также может сослужит хорошую службу в деле профилактики распространения наркомании.

Эти четыре главные направления работы по информированию населения, в частности молодежи, а также практические работы (диалоги, опросы и анкетирование) позволяют добиться главной цели профилактики — выявить наличие уже имеющихся проблем и предупредить их дальнейшее развитие.

В проводимой работе с населением следует различать несколько основных аспектов, которые позволяют правильно подобрать средства по профилактике и систематично воздействовать на все слои и категории общества. Существует три степени воздействия на целевые группы и население в целом.

Первичная

Основной целью первичной профилактики является предупреждение начала приобщения к наркотическим средствам.

Основными стратегиями в данном направлении следует считать:

  • социальное воздействие, которое осуществляется при взаимодействии с населением;
  • психологическая помощь позволяет решить возникающие проблемы внутри личности и при взаимодействии с окружающими, внутри коллектива;
  • педагогические методы, обеспечивающие получение результата путем проведения обучения и познавательных бесед.

Нельзя переоценить в этом отношении и помощь СМИ в распространении данных о негативном воздействии всех видов наркотических препаратов на здоровье и социальную адаптацию человека. Помощь волонтеров, которые также организовывают и проводят просветительскую работу и помогают найти решение тем, кто имеет определенные проблемы и уже ощущает свою наркозависимость.

Вторичная

В цели вторичной профилактики входит максимально раннее выявление лиц, которые уже имели опыт приобщения к наркотикам и могут либо уже получили зависимость от таких веществ. Также вторичная профилактика занимается вопросами предотвращения рецидивов и возвращением к наркотическим средствам.

При недостаточности же вторичной профилактики применяется третичная.

Третичная

При обнаружении наркотической зависимости применяются меры по их восстановлению. Для этого осуществляется ряд медицинских и социально-психологических мероприятий, направленных на устранения такой патологической тяги к наркотикам.

На видео доклад о современных методах и формах профилактики наркомании:

Работа социального педагога

Социальный педагог, являясь одним из наиболее важных звеньев в профилактической работе в предотвращении распространения наркомании, выполняет множество разноплановых задач и может в значительной мере помочь человеку, который либо склонен к проявлению наркотической зависимости, либо уже ее имеет.

Для получения положительного результата в процессе социально-педагогической профилактики наркомании, педагог должен максимально индивидуально подходить к данной проблеме, давая подростку возможность полностью высказаться, а правильную мораль преподносить по возможности аккуратно и последовательно. При этом акцент на профилактические меры может делаться и в урочные, и во внеурочные часы.

К наиболее результативным методам работы с подростками по проведению профилактики наркомании следует отнести следующие формы:

    1. Проведение беседы, которая станет наиболее доверительной — именно такой подход даст максимальные результаты и позволит наладить контакт. В процессе беседы раскрываются главные негативные влияния наркотических препаратов на социальную адаптацию и воздействие на здоровье, а также последствия для употребляющего наркотики и его окружения.
    2. Дискуссия — вовлечение в беседу подростка позволяет выявить наличие проблемы либо возможное ее появление. При правильно подобранном сценарии можно в наибольшей степени добиться доверительного отношения и получить максимум информации, предложив оказание необходимой помощи (медицинской и психологической).
    3. Лекции — данный метод позволяет донести необходимые данные и в большей мере повысить степень интереса аудитории к вопросу профилактики наркомании. Материал, преподносимый в процессе лекции, должен быть в наиболее удобной форме, чтобы подросток мог воспринять ее и применить.
    4. Ролевые игры также позволяют воссоздать ситуации, когда возникшая зависимость от наркотических препаратов может быть обыграна в процессе такого развлечения. Например, игра «Марионетка» основана на передачи ощущений при управлении человека другими, а игра «Зависимость-независимость» в сочетании с презентацией кадров фильма об опасностях наркотиков позволяет прочувствовать ощущения зависимости и независимости от наркотиков.

Диаграмма эффективности проведения ролевых игр
Наркомания: профилактика в учебных заведениях, мероприятия, беседы, лекции

  1. Психогимнастика — данный метод относится к невербальному методу воздействия и позволяет экспрессивно взаимодействовать в группе. С помощью таких занятий можно переживать определенные эмоции, проблемы в пристрастии к наркотикам в данном случае проявляются при помощи мимики, движений, пантомимы.
  2. Тренинг поведения — групповые занятия позволяют развить навыки социализации, умения общаться в коллективе. А возможность вариантности поведения позволяет рассмотреть разные последствия определенных видов поведения.
  3. Методы опроса психолого-педагогического исследования позволяют проводить анкетирование среди подростков, и такой метод считается достаточно результативным при работе с подростками. Они могут осуществляться в устной и письменной форме.
  4. Интервью и анкетирование. С помощью данной методики осуществляется специфическое воздействие на человеку либо группу людей. Благодаря анкетированию можно выявить взгляды человека на существующую проблему, его отношение к наркомании в целом.

Какие же результаты могут получаться при использовании перечисленных программ по профилактике наркомании?

Ожидаемые результаты

Наркомания: профилактика в учебных заведениях, мероприятия, беседы, лекции

Формирование основ здорового образа жизни, развитие личностного потенциала и обучение навыкам социального общения позволяют в большей мере заинтересовать все категории населения в отсутствии наркотической зависимости.

Источник: http://gidmed.com/narkologiya/narkomaniya/metody-profilaktiki-narkomanii.html

Профилактика наркомании в учебных заведениях

В последнее время ситуация по использованию сильнодействующих веществ и их теневой продажей становится все тяжелее, и это касается практически всех регионов, входящих в Российскую Федерацию.

В геометрической прогрессии возрастает количество лиц, потребляющих психоактивные  вещества, что, соответственно, увеличивает число зависимых – наркоманов и токсикоманов.

Причем среди числа людей со сформированной тяжелой зависимостью преобладающее число – подростки.

С каждым годом среднестатистический наркоман (токсикоман) становится все моложе, причем в процесс вовлекаются уже и девочки – подростки.

На первое место выходит использование очень сильных наркотических синтетических средств, таких как амфетамины или героин. Подростки, в силу особенностей несформированного организма быстрее получают зависимость от этих веществ.

Это усложняет задачу применения эффективных мер после первичного использования наркотика и укорачивает этот период, а также объясняет, почему при первом обращении так сложно оказывать помощь именно этому контингенту.

Подобные обстоятельства говорят о том, насколько важно активно заниматься первичной профилактикой наркомании и токсикомании.

Такое положение отягощено еще и тем, что более взрослое поколение молодых людей показывает пример беспечного отношения к употреблению психотропных веществ.

Эта разновидность наркотической субкультуры процветает в учебных учреждениях, ночных клубах и других заведениях для проведения досуга.

Основные постулаты, которые внушаются подросткам, заключаются в том, что наркотики существуют «легкие» и «тяжелые», их употребление дает свободу личности, они помогают решить все проблемы. Много говорится о легализации наркотических средств.

Наркомания: профилактика в учебных заведениях, мероприятия, беседы, лекции

Важность профилактики наркомании в учебных заведениях подтверждает то, что достоверно установлено – большую часть впервые попробовавших наркотическое вещество составляют ученики, получающие среднее специальное образование в различных заведениях.

Основное содержание профилактических мер

Сущность и содержание профилактики наркомании заключаются в следующем:

  1. Профилактические мероприятия должны быть комплексными и согласованными.
  2. Усилия для проведения таких мероприятий необходимо прикладывать всем взрослым лицам, от которых это зависит. Привлекать следует к работе с детьми и подростками педагогов, психологов, медицинские работников, сотрудников социальных служб и органов правопорядка.
  3. Направление их деятельности должно обеспечивать проведение на всех уровнях психологических, педагогических, психогигиенических мероприятий, целью которых является предупреждение наркозависимости и укрепление здоровья молодого подрастающего поколения.
  4. К профилактическим мерам следует отнести и своевременное выявление лиц, у которых существует зависимость от употребления наркотических веществ, обеспечение их лечения и полноценных реабилитационных мероприятий.
  5. На законодательном уровне следует тоже вести усиленную работу по привлечению не только к уголовной и административной ответственности лиц, потребляющих и распространяющих наркотики среди несовершеннолетних. Государству следует также уделять особое внимание расширению правовых основ для улучшения условий превентивной работы и лечению подростков-наркоманов.

Все методы профилактики необходимо направлять на создание комфортных условия для подростков, их развитию с максимальным использованием потенциала, и создания полноценной личности, здоровой как в физическом, так и в психическом смысле.

Рекомендации для школьных и других учебных коллективов

Многими специалистами разработаны методические рекомендации по профилактике наркомании у школьников и подростков. Например, должна существовать определенная последовательность в действиях представителей педагогического коллектива и администрации. Для этого следует:

  • Предоставить подросткам максимально достаточную и достоверную информацию обо всех возможных последствиях использования наркотических веществ.
  • Если беседа проводится с ребенком, который уже пробовал психотропное средство, то необходимо предложить свою помощь. Делать это следует максимально корректно.
  • При беседе с коллективом, ни в коем случае не указывать на тех, кто имеет уже проблемы с наркотической зависимостью.
  • Сообщить полную информацию обо всех заведениях, где могут оказать полноценную и анонимную помощь.
  • Работать с семьями подростков, особое внимание обращая на неблагополучные, а также выявлять окружение их по месту проживания.
  • Постоянно разрабатывать и внедрять программы на темы о вреде наркотиков с указанием конкретного плана мероприятий и вовлечением родителей.
Читайте также:  Как быстро восстановится после запоя, сколько дней восстанавливается организм

Значение семьи в профилактике

Совершенно необходимой для нормальной жизни ребенка средой является семья, поэтому роль семьи в профилактике наркомании является основополагающей.

Существует здоровая семья. Для нее характерным признаком является сильная позиция родителей, с существующими определенными негласными правилами. Нормальные и откровенные взаимоотношения между всеми поколениями, привязанность на эмоциональном уровне.

Есть также конфликтный, или дисфункциональный тип семьи.  В них отмечаются несогласованные, неприязненные или непонятные отношения между ее членами, родители в такой семье существуют в атмосфере постоянной войны. В таких семьях, как правило, существуют проблемы с алкоголем и наркотиками, а у женщин выявляются неполадки со здоровьем, носящие психосоматический характер.

Общение между взрослыми членами семьи отличаются отсутствием заботы, в разговорах всегда присутствует взаимная неприязнь и упреки. Для такой «ячейки общества» характерным является отсутствие желания обсуждать свои проблемы с окружающими и избегание работников соцслужбы и родительских объединений. Все вопросы решаются в состоянии аффекта, по малейшему поводу возникает паника.

Есть также асоциальный тип семейных отношений, характеризующийся многочисленными проблемами, начиная с наркотиков, и заканчивая нарушениями правопорядка.

Такая семья решает свои проблемы на грани криминала и подвергается определенной изоляции со стороны соседних семей. Дети постоянно подвергаются психическому и физическому насилию, испытывают чувство стыда за родителей.

Большинство их них переносят стиль своих внутрисемейных отношений на поведение с окружающими людьми.

Следует понимать, что проблема подростковой наркомании может возникнуть в любой семье, но чаще она бывает в конфликтном и асоциальном варианте.

Помощь родителей при возникновении такой проблемы должна состоять из определенных этапов:

  1. Прежде всего, отец и мать должны довериться специалисту (психологу, психотерапевту, социальному работнику). Для оказания полноценной помощи необходимы оценки семейной ситуации и обсуждение с родителями желаемых результатов.
  2. Обязательное вовлечение в воспитательный процесс обоих родителей. Практика показывает, что когда это происходит, то вероятность положительного результата повышается во много раз.
  3. Родители должны понимать, что поведение ребенка – раздражительность, конфликтность, обидчивость, страх не являются определяющими их дальнейшие пристрастия. За ними стоит нереализованная потребность в любви, внимании, доверии. Подростку необходимо поощрение в его небольших победах и достижениях. Если в семье они этого не находят, то ищут в других местах, где под видимостью подобных отношений может иметь место потребление наркотических веществ.
  4. Воспитание должно заключаться еще и в том, чтобы научить подростка любить себя. Именно высокая самооценка не позволит ему поддаваться негативным соблазнам и выдерживать устойчиво все неприятности и удары судьбы. Не все родители это, к сожалению, понимают. Некоторые искренне уверены, что любовь к себе развивает эгоизм. Низкая самооценка у детей проявляется в неуверенном или слишком вызывающем поведении, они часто вступают в конфликты с родственниками, учителями и своими сверстниками. Чаще всего это и толкает их на разнообразные агрессивные по отношению к самому себе поступки и противоправные действия. Низкая самооценка приводит к формированию личности, которая боится быть отвергнутой, или же привыкает быть изгоем. Избежать этого можно только лишь задав себе и своему ребенку вопрос: что ему необходимо для нормального самосознания? В чем состоит его потребность, и как сделать так, чтобы ее удовлетворить?
  5. Если у родителей есть неуверенность в собственных силах и сомнения в том, что они смогут справиться с такой непростой задачей, то лучше всего в таком случае обратиться за помощью к специалисту. Лучшим примером для этого может служить практика здоровой семьи. В ней должны преобладать отношения в положительном стиле, где каждое мнение учитывается, а люди умеют слушать и слышать друг друга. Неплохо для отца и матери примерить на себя портрет «Хорошего и уверенного в себе родителя». Он не должен ругать за проступки, не повышает тон при разговоре, поощряет и хвалит за какие-либо достижения. Он знает все о домашнем хозяйстве, у него четкие и здравые представления о нормальном питании, поддержании здоровья, умении преодолевать трудности и конфликты, принимать оптимальные решения. Он может спокойно устанавливать границы, но при этом проявляет заботу и поддержку. Основные его свойства – спокойствие, уверенность, чувство юмора. Это идеальный портрет, но именно он дает представление о том, какие должны быть родители для того, чтобы не столкнуться в последствие с противоправными действиями своего сына или дочери.

Для выработки успешного поведения у своего ребенка необходимо:

  • Разделять его поступки и его самого («я не одобряю такого поступка, но тебя люблю»).
  • Научиться слушать и понимать необходимые потребности.
  • Не мешать ему в его занятиях и помогать только, если он об этом попросит.
  • Разрешать любой конфликт, не применяя наказаний и угроз.
  • Поддерживать успехи и все время говорить ему фразы, которые дают понимание того, что его любят.
  • Подтверждать свои чувства не только обычными словами, но и прикосновением, интонацией.
  • Постараться в собственных отношениях между взрослыми членами семьи перейти на конструктивные обсуждения вместо ссор и взаимных обвинений.

Меры по профилактике в России

Профилактика наркомании в России среди детей и подростков стоит особенно остро. Поскольку приобщение к психотропным средствам именно этой части населения идет нарастающими темпами и имеет очень тяжелые медицинские и другие последствия. Поэтому определение оптимальных вариантов дальнейшей стратегии и активной первичной профилактики имеет огромное значение.

На данный момент большинство молодых людей знают о способах использования наркотиков и их приобретения больше, чем кто-либо другой.

В недалеком прошлом основная часть психотропных и токсических средств была распространена среди детей, родившихся в неблагополучных семьях, такая часть называлась группой риска. Сними и проводилась превентивная работа.

Однако последние данные показывают, что увеличилось количество сбыта наркотиков в учебных заведениях элитного класса. Сложность состоит в том, что представители администраций этих заведений часто скрывают данный факт, опасаясь потерять свое «лицо».

  • Усугубляет ситуацию и тот факт, что из всех поступивших в клиники и больницы подростов с таким диагнозом, как ВИЧ, а также вирусные гепатиты B и C, 70% — наркоманы, использующие введение сильнодействующих средств внутривенно.
  • В рамках государственной программы по активной профилактике наркомании в Российской Федерации были созданы отдельные региональные программы, а также комиссии, которые являются организаторами и контролирующими органами, которые следят за выполнением этих подпрограмм на местах.
  • Все мероприятия проводятся с участием управлений здравоохранения и внутренних дел, есть уже положительные наработки по отдельным регионам страны.

Так, в Ростовской области производится выделение определенных групп риска, среди которых особенно интенсивно идет профилактическая работа. Такие данные берутся на основании задержанных детей и подростков под воздействием сильнодействующих средств.

Там специалистами разработаны методические пособия, помогающие работникам немедицинского профиля определять случаи использования наркотических средств и активно реагировать. В регионе очень широкая помощь в лечении и профилактики оказывается через психолого-педагогические Центры.

Многие школы участвуют в работе, там работают с этой целью около 500 психологов. Существует также областной телефон доверия.

Управление образования Самарской области организовало работу, целью которой является раннее выявление тех учеников, которые только начали использовать наркотики, с постановкой на учет внутри школ и в УВД. Разработана программа по профилактике безопасности несовершеннолетних, в которой отдельным разделом идет подростковая наркомания.

В областном наркодиспансере организовано обучение педагогического состава по проблеме молодежной и подростковой наркомании. Спецкурсы организованы в институте повышения квалификации. Местная телекомпания проводит показ целой серии антинаркотических роликов и фильмов, проводятся передачи, в которых работает телефон доверия в прямом эфире.

Это видео рекомендуется показывать в школах

В других областях и регионах страны также ведется активная работа по мерам предотвращения роста наркомании среди детей и подростков. При этом используется не только собственный опыт, но и успешные наработки зарубежных коллег. Особенно ценным можно считать направленнось мероприятий в первую очередь на контингент школьников, поскольку именно в это среде происходит самая сильная дезадаптация и разнообразные осложнения, связанные с беспорядочной половой жизнью и нарушением норм гигиены.

Источник: https://zavisimosty.ru/narkomaniya/lechenie-i-profilaktika/narkomanii-v-shkole.html

Организация работы по профилактике наркомании в школе 2

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В ШКОЛЕ

Школа — это маленький мир, государство в государстве. В нём свои, порой негласные законы, свои новшества и традиции. И, конечно, ежедневная борьба: борьба за успеваемость, дисциплину, здоровье.

Тематические недели, конкурсы стенгазет, беседы с врачами — наркологами, классные часы, лекции, дискуссия, ролевые игры, театрализованные представления, суды над наркотиками — колоссальный опыт, накопленный школой для профилактики детской наркомании. Но, несмотря на это, проблема по — прежнему существует, а значит, существует и необходимость поиска новых, более эффективных форм и методов её решения.

Детская наркомания — это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребёнка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, она не воспринимается всерьёз и родители, в большинстве своём, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

  • Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берёт на себя школа, которая ещё со времён Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребёнка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться со взрослой, самостоятельной жизнью.
  • Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило ещё одну, на первый взгляд непосильную ношу — профилактику наркомании.
  • Более того, в соответствии с приказом Минобразования России от
  • «05» февраля 2002 года № 330, «при осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении аттестации руководителей и других работников образовательных учреждений в качестве одного из критериев результатов их деятельности принято рассматривать показатель состояния антинаркотической работы обучающихся, воспитанников.

Алкоголизм. наркомания. Токсикомания

… совершается алкоголиками. Семейная жизнь с алкоголиком невыносима Наркомания. Наркомания – общее название группы болезней, проявляющихся патологическим, …

легкости, отрешенности от окружающего мира и возникающих проблем. Отсюда болезненная потребность в повторном приеме наркотиков … перед глазами, могут возникать зрительные галлюцинации.

Эта проблема также имеет большое социальное значение, так как …

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Исходным в работе является предположение, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:

  1. подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
  2. поток информации, её источники будут строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
  3. осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво — негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать своё время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  4. в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.
Читайте также:  Опасен ли наркозависимый для близких людей?

В соответствии с вышесказанным, можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании:

1. Работа с детьми:

  • общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
  • работа с детьми «группы риска»;
  • работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;
  • работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

2. Работа с педагогическим составом:

Эффективность работы педагогапсихолога по профилактике наркомании среди подростков

… : первое — профилактическая работа со школьниками; второе — просветительская работа с родителями; третье — психолого-педагогическое просвещение учителей, а также других педагогических работников. Направления работы педагога-психолога по профилактике наркомании среди …

  • подготовка учителей к ведению профилактической работы;
  • организационно — методическая антинаркотическая работа.

3. Работа с родителями:

  • информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
  • работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
  • психолого — педагогическая поддержка семей, в которых ребёнок начал употреблять наркотические вещества;
  • поддержка семей, в которых ребёнок прошёл лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

4. Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотической профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

Основными составляющими системы профилактики наркомании в школе являются: администрация школы, учителя — предметники, классные руководители, медико — психолого — педагогическая служба и т. д.

Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.

Учителя — предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).

Социальная работа с неполными семьями 4

… семьи и ответственного родительства, подготовке молодежи к семейной жизни и воспитанию детей; участие в работе по профилактике наркомании …

(психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж); — …

объективным причинам затруднено, характеризуются как семья социальном риска. Причины, вызывающие дисфункцию семейных …

Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико — психолого — педагогической службой и т. д.).

  1. Медико — психолого — педагогическая служба:
  2. Школьный врач обеспечивает активную работу медицинских кабинетов учебных заведений — одного из важных звеньев антинаркотической профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, роителей (источник специальных знаний и сведений, центр производства оригинальных идей по проведению целевых акций разного масштаба).
  3. Школьный психолог обеспечивает:
  • организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;
  • психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
  • психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе учебно — воспитательного процесса, позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций);
  • выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга;
  • организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребёнка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

Социальный педагог несёт ответственность:

  • за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
  • организация досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодёжи;
  • систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска).

Библиотека: обеспечивает информационно — методическую базу профилактической работы.

Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника

… 2. Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка дошкольника 2.1 Развитие личности Под этим …

числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семьи, относится работа М.Арутюнян. По ее мнению, существует три варианта … интересами.

Психологи считают, что внебрачные дети больше, чем другие, подвержены риску недополучить тот социальный опыт, который в …

Учреждения дополнительного образования и культуры: обеспечивают максимальную занятость в течение дня, отсутствие времени для «ничегонеделывания».

Институт повышения квалификации работников образования организует обучающие семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работниковпо вопросам профилактики наркомании в детско — подростковой среде.

Наркомания сегодня — сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена социальными, семейными и личностными факторами. Это болезнь, от которой нужно лечить не только наркомана, но и всю его семью. Именно поэтому, одним из ведущих элементов профилактической системы является работа с родителями, которая включает в себя:

  • проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;
  • родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребёнка;
  • работа с конфликтными семьями, включая данные о случаях социального вмешательства со стороны службы социальной помощи;
  • психологическая поддержка семье со стороны школьного психолога, социального педагога;
  • оказание помощи родителям в проведении в семье тестового контроля вероятных случаев токсико — наркотического опьянения;
  • консультирование родителей по особенностям взаимоотношений с ребёнком, который прошёл лечение и находится на стадии реабилитации.

Значение системы работы школы по профилактике наркомании:

Работа социального педагога с семьей 2

… К..: Одна из важнейших задач социального педагога — работа с семьёй, помощь ей… На мой взгляд, всё самое ценное, …

вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя. Основная задача …

семье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, …

  1. воспитание подрастающего поколения в духе неприятия наркотических веществ;
  2. включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения;
  3. развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;
  4. формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;
  5. развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремление к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми.

Работа по профилактике наркомании перестала быть просто моральным долгом учителя, переросла в его прямую обязанность, выполнить которую на фоне активной пропаганды различных атрибутов элитарного образа жизни, согласитесь, не так — то просто.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/konspekt/organizatsiya-rabotyi-po-profilaktike-narkomanii-v-shkole/

Что делают для борьбы с наркоманией в учебных заведениях?

Пройдите анонимный тест «Употребляет ли ваш близкий наркотики» в конце статьи

Проблема детской наркомании крайне актуальна ввиду удручающей статистики. Начальная и средняя школа, как основная ступень становления моральной личности и развития здорового ребенка, должна проводить масштабную работу по предупреждению употребления психотропных веществ среди детей и подростков.

Что делают для борьбы с антисоциальным поведением?

Ребенок очень легко поддается отрицательному влиянию друзей, одноклассников и даже посторонних лиц, поэтому предупреждение наркомании в школе (и начальной, и старшей) – такое же важное направление работы учителей, социальных педагогов и психологов, как, собственно, и организация учебного процесса.

Существует два основных пути предупреждения наркозависимости:

  1. Информативный. Школьников знакомят со статистикой болезней и смертности, последствиями и другой информацией, которая позволит детям узнать обратную сторону секундной слабости.
  2. Мотивационный. Этот путь работы педагогов направлен на организацию досуга детей, который мотивировал бы их на здоровый образ жизни, позитивное мышление, всестороннее развитие и отличную учебу.

Взаимная реализация двух путей дает положительный результат.

Роль учебного заведения в предупреждении наркомании – одна из самых главных, так как в школе ребенок проводит почти столько же времени, сколько и дома.

Здесь его друзья, на которых он равняется, учителя, которые становятся такими же близкими людьми, как и родители.

Факторы риска и работа с их устранением

Каждый школьник в той или иной степени подвержен риску оказаться под плохим влиянием, вследствие чего начать принимать наркотики и употреблять алкоголь, однако существуют дети, наиболее подверженные влиянию извне. Поэтому профилактика наркомании в учебных заведениях должна проводиться в массовом и индивидуальном порядке.

Групповая работа

В группе риска находятся школьники, которые учатся в коррекционных классах, дети из неблагополучных семей.

Проведение массовых мероприятий в данном случае позволяет ученику почувствовать себя причастным и нужным, что благотворно повлияет на его психологическое состояние и станет основой для положительного поведения.

Сценарий для каждого мероприятия по предупреждению употребления наркотиков и алкоголя (субботник, концерт, спортивные соревнования и пр.) должен предусматривать непосредственное участие школьника в ходе праздника. Это могут быть:

  • Выступление с отдельным номером по заданной теме, подготовленное заранее.
  • Вовлечение в интерактивное действие.
  • Возможность выступить с импровизацией.
  • Участие детей в создании сценария и его воплощения в жизнь.

План работы начальной и средней школы по предупреждению наркотической и алкогольной зависимости составляют социальный педагог, психолог и старший вожатый. Однако если учащиеся захотят внести свою лепту, инициативу необходимо поддержать и поощрить.

В первую очередь в группе риска находятся дети из неблагополучных семей и дети, за которыми не следят родители!

Индивидуальные занятия

В индивидуальном порядке проводятся разовая или регулярная беседа о наркомании в учебных заведениях. Вести диалог с младшим школьником или подростком может классный руководитель, психолог или социальный педагог. Причины проведения такого рода профилактики могут быть разные:

  • Неблагоприятные отношения в семье.
  • Сложности при преодолении проблем переходного возраста и иных кризисов.
  • Сложности с налаживанием отношений в коллективе, самовыражением, учебой.
  • Прецеденты любого рода правонарушений, совершенных намеренно или случайно.

Ненавязчивая беседа о антисоциальном поведении в учебных заведениях является отличным инструментом борьбы с детской и подростковой зависимостью и предрасположенностью к ней.

Цели пропаганды

Отчет по профилактике наркомании в учебных заведениях составляется как анонс на всю программу, в нем указывают цели, формы и методы ведения работ. И если методы и формы могут разниться в зависимости от направленности мероприятий, то цели всегда едины:

  • Формирование у учащегося общечеловеческих ценностей.
  • Знакомство и отработка приемов психологической защиты от плохого влияния.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Формирование навыков самосохранения.
  • Выработка неприятия к антисоциальным моделям поведения.
  • Развитие умения выделять и отстаивать собственную точку зрения.

Плановая профилактика наркомании в учебных заведениях (лекция, дискуссия, концерт, индивидуальная беседа) направлена на личность ребенка, помощь в его становлении ответственным за свои поступки перед собой и окружающими.

Педагогам не следует просто рассказывать школьникам о наркомании как о запретном действии, необходимо предоставить им видимость выбора, построив предварительно положительную подоплеку для того чтобы ребенок пришел к отказу от неправильного образа жизни самостоятельно. Поэтому информация в учебных заведениях должна быть тщательно отобрана, структурирована и подана детям для ознакомления, а не в качестве запрета. Психически здоровая и развитая личность априори примет правильное решение.

Формы работы

В образовательных учреждениях проводят ряд мероприятий для предупреждения антисоциального поведения. Сценарий мероприятия зависит от выбранной педагогом формы работы.

Профилактика наркомании для школьников подразумевает проведение индивидуальных бесед с детьми, находящимися в зоне риска.

На классном часу педагог может использовать самые разные методы, например наглядные пособия: видео, фотографии, стенгазеты, рисунки. Дети могут готовить сценки и номера.

Кроме того, на тематический классный час можно пригласить полицейского или медицинского работника, которые сталкиваются с тяжелыми формами обсуждаемой проблемы постоянно. Школьники с удовольствием задают вопросы, вступают в живые обсуждения с представителями уважаемых профессий.

Мероприятие

Проведение концерта или даже тематического дня в начальной и средней школе требует большой подготовки. Для чтения лекции также можно пригласить представителей профессий, которые напрямую или косвенно сталкиваются с обсуждаемой проблемой. Профилактика наркомании и алкоголизма в масштабах целой школы позволяет принять участие в мероприятиях детям с любыми увлечениями и талантами.

Читайте также:  Мефедрон и беременность – последствия для матери и плода

Не стоит запрещать детям определенную модель поведения, нужно лишь незаметно направить их в нужную сторону!

В рамках тематического дня может быть создан целый комплекс мероприятий:

  1. Общая зарядка перед началом уроков.
  2. Соревнования по спортивным дисциплинам.
  3. Олимпиада по предметам.
  4. Семинар или дискуссия, в которой дети обязательно должны принимать активное участие.
  5. Развлекательный концерт.
  6. Родительское собрание

Конечно же, не должны оказаться в стороне и родители несовершеннолетних подростков и младших школьников. Программа включает в себя проведение тематических родительских собраний, на которых классный руководитель, социальный педагог и психолог знакомят родителей с основными способами борьбы против антисоциального поведения.

Многие родители испытывают трудности при диалоге с ребенком «сложного» возраста, и эти трудности могут стать первым шагом к употреблению психотропных веществ детьми. Обязанность работников школы – объяснить мамам и папам, как преодолеть трудности в общении, избежать «подводных камней», правильно строить диалог.

Борьба с наркоманией в учебных заведениях и в кругу семьи должна быть направлена на положительную мотивацию к здоровому образу жизни и принятию правильных решений. Школьнику нельзя запрещать определенную модель поведения, его необходимо ненавязчиво подтолкнуть к принятию самостоятельного правильного решения. 

Источник: https://al.ke7.ru/narkomaniya/terapiya/profilaktika-narkomanii-v-shkole

Беседа по профилактике наркомании

  • Беседа по профилактике наркомании
  • для учащихся 8—11 классов
  • Цель: повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с наркотиками; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ
  • (ПАВ).
  • Задачи: выяснить уровень информированности подростков по проблеме; дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления психоактивных веществ (ПАВ), возможных стратегиях поведения.
  • Время: 40—45 минут.
  • Оборудование: листы форматом А4 и маркеры; доска и мел.
  • Ход занятия

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие, на котором мы с вами поговорим о злободневной проблеме — проблеме наркомании.

В конце нашего занятия каждый из вас, в том числе и я, сделает для себя определенные выводы в отношении ПАВ.

Сейчас я на доске нарисую человека. Давайте сразу определимся, кто это у нас будет — девушка или юноша? Как мы назовем нашего подростка (желательно называть именем, которого нет в классе)? Сколько будет лет нашему подростку?

Ребята, а сейчас давайте попробуем составить собирательный образ нашего подростка, наделив его положительными и отрицательными качествами характера. (Ребята называют положительные и отрицательные качества собирательного образ подростка).

А теперь немного отвлечемся от нашего подростка и проведем мозговой штурм. Скажите, пожалуйста, зачем подростки начинают употреблять наркотики? Зачем им это надо?

  1. В помощь ведущему. Причины употребления наркотиков:
  2. — из любопытства;
  3. — солидарность, чтобы не быть «белой вороной»;
  4. — назло;
  5. — не хватает понимания близких;
  6. — неблагополучная семья;
  7. — желание соответствовать определенному образу Жизни;
  8. — желание, чтобы тебя считали взрослым;
  9. — желание ослабить самоконтроль;
  10. — желание расслабиться;
  11. — для кайфа;
  12. — для смелости;

снять боль и т. д.

Ведущий. Скажите, ребята, как вы думаете, причины, по которым подростки начинают употреблять наркотики, являются внешними или внутренними (психологическими)?

В помощь ведущему. Ведущий должен сделать акцент на том, что причины, по которым подростки начинают употреблять наркотики, являются внутренними, т. е. психологическими

Ведущий. Ребята, что можно сделать, чтобы решать те же самые проблемы и достичь этих же состояний, не употребляя ПАВ?

  • (Ребята называют
  • — попеть;
  • встретиться с друзьями;
  • послушать музыку;
  • поиграть на компьютере;
  • сходить в бассейн,
  • сходить на дискотеку;
  • — посмотреть интересный фильм;

почитать увлекательную книгу и т. д.)

Ведущий. То есть у каждого из вас есть свои способы получения радости. Сейчас я нарисую график человеческого эмоционального состояния, где по оси У будут эмоции, а по оси Х — время.

В нормальном состоянии у всех нас настроение то повышается, то понижается и т. д. Мы все живем, подвергаясь этим колебаниям. Ни один человек, даже самый известный, не живет все время в радости, все время в удовольствии, и у него после подъема всегда спад. И нет таких людей, которые постоянно находятся в состоянии депрессии, у них после спада настроения всегда подъем.

Когда у вас подъем настроения, то обычно жизнь вам кажется прекрасной, у вас нет проблем, И вы не совершаете плохих поступков. Как только настроение падает, вам начинает казаться, что вам досталась самая плохая школа, самые плохие родители т. д.

И вот в этот момент очень важно, кто находится рядом с человеком. Если он слышит слова поддержки: все будет хорошо, после черной полосы будет белая и т. д.

, то ему будет значительно легче выйти из состояния спада настроения, в обратном случае велик риск попадания в компании, употребляющие ПАВ.

  1. Наркотическая зависимость — это процесс, содержащий 4 этапа, и как любой процесс имеет начало и конец.
  2. Сейчас я нарисую на доске мячик, который катится вниз.
  3. 1 этап. Первые пробы
  4. На первом этапе происходит знакомство с наркотиками, этот этап, поэтому и называется «первые пробы».
  5. для этого этапа характерны:
  6. — естественное любопытство, желание «просто попробовать»;
  7. — активный поиск новых видов «кайфа»;
  8. — неумение сказать «нет»;
  9. — трудности с пониманием собственных границ;
  10. — попадание под влияние различных мифов о наркотиках;
  11. — страх прослыть «белой вороной» или «маменькиным сынком»;
  12. — неосознанное желание убежать от сложностей жизни (или осознанное);
  13. — наплевательское отношение к себе и своей жизни;
  14. — желание сделать свою жизнь интересной и наполненной;
  15. — незнание того, как на самом деле действуют наркотики на психику и организм человека.
  16. Есть два пути после первых проб:
  17. 1) полностью прекратить употребление;
  18. 2) продолжить употребление, что неминуемо ведет к переходу на следующий этап развития зависимости от наркотиков.
  19. II этап. Употреблять наркотики нравится

На второй этап попадают обычно те люди, которым «это состояние» понравилось. И мячик покатился вниз.

Для этого этапа характерно: — осознанное желание получать «кайф» при помощи наркотиков; — поиск разумных оправданий употребления; — поиск «подходящей» компании; — наркотики становятся необходимым атрибутом веселья и отдыха; — наркотики начинают использоваться как: • средство против «комплексов»; • лекарство от стресса; • способ общения; • спутник сексуальных отношений; — можно заметить рост требуемой для получения нужных ощущений дозы; — формируется особая «тусовка» —свои наркотики, своя музыка, стиль одежды, юмор. Если человек продолжает употреблять наркотики, он переходит с меньших доз на большие, и с менее сильных веществ на более сильные. Когда человек попадает на 2 этап зависимости он понимает, что то, что он употребляет наркотики, близкие ему люди не одобрят, но ему это состояние нравится, и поэтому он вынужден оправдывать свое поведение, и вот тогда возникают различные мифы, например: — От одного раза зависимости не бывает… — Я буду контролировать себя… — Я сильный, буду держать себя в руках… — Те, кто стали наркоманами — слабые и безвольные… — Конопля не наркотик, от нее не бывает зависимости… — Когда почувствую, что начинается зависимость, — брошу… Если человек не прекращает употребление, начинается следующая стадия развития зависимости.

III этап. Возникают проблемы Мячик катится все дальше вниз.

Для этого этапа характерны: — проблемы со здоровьем (ломка, неприятные ощущения после употребления, инфекционные заболевания); — потеря контроля над поведением (травмы, насилие, криминал); — неразборчивость в сексе (венерические заболевания, нежелательная беременность, проблемы в отношениях); — скандалы в семье; — проблемы с учебой, неприятности в школе;

— финансовые трудности (долги, продажа вещей из дома, постоянный поиск денег);

— конфликты с друзьями; — основной круг общения — те, кто употребляет наркотики; — конфликты с законом, приводы в милицию. На этом этапе возникает физическая зависимость.

Наркотик не приносит желаемого удовольствия, а употребляется для приведения организма в нормальное состояние. Прекратить употребление на этой стадии самостоятельно практически невозможно, необходима помощь специалистов.

Продолжение употребления обязательно ведет к переходу на следующий этап развития зависимости.

IУ этап. Употребление наркотиков становится целью

На четвертом этапе наш мячик попадает в круговорот, из которого выбраться трудно. Скатиться всегда просто, а вот вернуться назад, как видите, очень сложно. Для этого этапа характерно: — употребление ради употребления; — постоянная потребность в наркотиках; — использование крайних средств, в поисках дозы; — разрушение нравственных ценностей; — апатия и нежелание жить, утрата смысла существования; — попытки самоубийства; — серьезные проблемы со здоровьем, возникновение хронических заболеваний; — разрыв с семьей, друзьями, обществом. На этой стадии, если человек не прекращает употреблять наркотики, он погибает. Статистика говорит о том, что из 100 заболевших наркоманией выздоравливает только 3%, т. е. из 100 заболевших только З человека выживает, все остальные просто умирают. Случилось так, что наш подросток по одной из вышеперечисленных причин начинает употреблять наркотики. Как вы думаете, что изменится в его внешности? Что изменится в его характере? Какое будет у него поведение?

В помощь ведущему. Внешние признаки употребляющего наркотики. Человек, употребляющий наркотики, — это обычно развязный, болтливый, чрезмерно расслабленный и приставучий, которому без причины очень весело.

Он суетлив и неряшлив. Поведение агрессивное, слабо контролирует свое поведение, У него нарушается координация и точность движений, снижаются критическое отношение к поведению и ситуации, инстинкт самосохранения.

Наблюдается снижение памяти, внимания и ухудшение зрения.

— Какова продолжительность жизни наркомана?

В помощь ведущему. В среднем продолжительность жизни наркоманов составляет 10—15 лет.

Ребята, как вы думаете, наркомания излечима?

В помощь ведущему. Наркомания — это болезнь души. Наркоман не лечится: он перестраивает свою психику, адаптируется к новой жизни без наркотиков.

— А теперь вернемся к нашему подростку. Случилось так, что наш подросток в силу своей воли, с помощью специалистов и при поддержке близких справился с проблемой наркотической зависимости.

Закончил школу, поступил в вуз. Давайте пофантазируем, в какой вуз он поступил?

  • — Какая будет у него профессия?
  • — Чем он будет увлекаться (его хобби)?
  • — Будет ли у него своя собственная семья?
  • — Будут ли у него дети, сколько?
  • — Будет ли у него свой дом?
  • — А машина будет, какая?
  • — Сделает ли он карьеру?
  • — Куда будет ездить отдыхать?

Хорошо! Молодцы!

Глядя на эту картинку, я понимаю что наркотика — это ПЛОХО. Вы сделаете СВОЙ выбор сами.

Спасибо за внимание! Мне было легко с вами работать!

Источник: https://compedu.ru/publication/beseda-po-profilaktike-narkomanii.html

Ссылка на основную публикацию