Отдел по борьбе с наркотиками — задачи и основные функции подразделения

Отдел по борьбе с наркотиками - задачи и основные функции подразделения

Наркотики.

Михаил Хаустов

Отдел по борьбе с наркотиками - задачи и основные функции подразделения

Замначальника управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД по Алтайскому краю подполковник полиции Алексей Бахаев.

— Сейчас управление по контролю за оборотом наркотиков является самостоятельным подразделением в структуре Главного управления МВД России по Алтайскому краю. Официальное решение о его создании принято 31 мая 2016 года, в связи с тем, что по указу президента РФ от 25 апреля 2016 года с 1 июня 2016 года функции упраздненной ФСКН переданы МВД России как правопреемнику.

До этого времени отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков входил в состав управления уголовного розыска ГУ МВД по Алтайскому краю.

По сути, основными задачами подразделения также являлось выявление и пресечение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе противодействие организованным формам наркопреступности.

В связи с созданием целого самостоятельного управления наркоконтроля с аналогичными задачами в настоящее время отдел реорганизован.

В целом, могу сказать, что прошедшие преобразования лишь возвратили нас к этапу становлению службы как таковой. Ведь все начиналось с органов внутренних дел, когда в 1991 году в системе МВД России было создано специализированное подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, у истоков которого стоял генерал-лейтенант милиции Александр Сергеев.

Отдел по борьбе с наркотиками - задачи и основные функции подразделения

Уничтожение наркотиков.

22.fskn.gov.ru

— Какие задачи стоят перед вашим управлением?

— Приоритет нашей работы — это задержание участников организованных групп и преступных сообществ, действующих как на территории Алтайского края, так и за его пределами. Как правило, именно эта категория наркопреступников обеспечивает ввоз в регион крупных партий наркотических средств, которые затем поступают в розничный сбыт и доходят до рядового потребителя.

Из новых направлений работы могу отметить контрольно-разрешительную деятельность в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ.

От упраздненных органов ФСКН России нам перешли законные полномочия по проведению проверок лечебно-профилактических и аптечных учреждений, выдаче заключений о допуске медицинского персонала к деятельности с подконтрольными веществами, а также о соответствии объектов, в которых осуществляется легальный оборот подконтрольных веществ, установленным требованиям.

Нам переданы функции и в сфере реализации государственной антинаркотической политики на региональном уровне.

Отдел по борьбе с наркотиками - задачи и основные функции подразделения

Уничтожение наркотиков.

22.fskn.gov.ru

— Какова сейчас структура управления, как был укомплектован его штат?

— В целом аппарат управления по контролю за оборотом наркотиков включает 6 отделов, обеспечивающих работу по различным направлениям оперативно-служебной деятельности.

Личный состав сформирован из сотрудников упраздненных органов ФСКН России, принятых в МВД в порядке перевода, и сотрудников подразделений Главного управления МВД России по Алтайскому краю, которые пожелали дальше проходить службу в нашем управлении.

При этом на этапе отбора к кандидатам предъявляли самые строгие требования, потому что в связи с реформированием правоохранительной системы времени на раскачку у нас просто нет. Смело могу сказать, что в основном в управление приняты сотрудники, которые уже имеют значительный опыт работы и высокий уровень профессиональной подготовки в методах борьбы с наркопреступностью.

Отдел по борьбе с наркотиками - задачи и основные функции подразделения

Уничтожение наркотиков в Барнауле.

22.fskn.gov.ru

— Какие плюсы и минусы такого объединения вы видите?

— Первоочередная задача сотрудников нашего управления — это борьба с наркопреступностью на территории Алтайского края, чем, собственно, до этого мы все и занимались: кто-то — в подразделениях МВД, кто-то — в ФСКН. Уверен, объединение усилий в результате состоявшегося реформирования позволит нам в дальнейшем работать только эффективнее.

— Сейчас какие основные тенденции наблюдаются на наркорынке региона?

— Наркоситуацию в крае по-прежнему определяет наличие местной растительной сырьевой базы для производства наркотиков (марихуана, гашиш, гашишное масло, маковая солома).

Вместе с тем, в различных субъектах России создаются целые сети сбыта синтетических наркотиков. Наш регион не является в данном случае исключением.

Мы постоянно фиксируем появление новых интернет-магазинов либо их представительств, пытающихся занять свободные ниши наркорынка в крае. Доведение наркотика до потребителя осуществляется «бесконтактным» способом с использованием интернет-мессенжджеров и «закладок».

При этом схемы преступной деятельности совершенствуются, становятся более сложными схемы расчета за наркотики и обналичивания денежных средств.

Отдел по борьбе с наркотиками - задачи и основные функции подразделения

Уничтожение наркотиков в Барнауле.

22.fskn.gov.ru

— Много говорят о том, что преступники воспользовалась переходным периодом, когда ФСКН уже не работало, а его сотрудники еще не перешли в МДВ. Правда ли это?

— Было бы преувеличением утверждать, что с ликвидацией ФСКН наркопреступность в регионе стала более активной.

Задача по выявлению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, всегда являлась приоритетной и для подразделений МВД России и стоит на контроле у руководства.

Когда прекратили свою деятельность сотрудники ФСКН, мы продолжали выполнять поставленные задачи. Оперативная обстановка оставалась под контролем.

В результате наркоситуация в крае в так называемый «переходный период» не осложнилась.

В частности, анализируя показатели наркопреступности за третий квартал текущего года можно сказать, что за это время серьезного увеличения числа выявленных наркопреступлений в крае не произошло.

Так в июле-сентябре органы внутренних дел выявили в регионе 946 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, год назад их было — 748.

Отдел по борьбе с наркотиками - задачи и основные функции подразделения

Уничтожение наркотиков в Барнауле.

22.fskn.gov.ru

— Расскажите об этих показателях деятельности в текущем году? Как изменились объемы изъятого?

— На текущий момент по региону в целом отмечается снижение числа выявленных наркопреступлений на 21% по сравнению с прошлым годом. На данный момент зарегистрировано 3 тыс. 78 преступлений, в 2015 году — 3 тыс. 897.

Показатели органов внутренних дел по выявлению и раскрытию наркопреступлений на текущий момент превышают уровень прошлого года на 6%: сотрудники ОВД зарегистрировали 2 тыс. 831 наркопреступление, что на 164 преступления больше, чем в прошлом году в это же время.

Отмечу, что сотрудники нашего управления уже в сентябре-октябре текущего года провели ряд резонансных операций.

В частности, пресекли деятельность сразу трех преступных групп, причастных к совершению тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом синтетических наркотиков на территории края.

В том числе одна преступная группа действовала на территории четырех регионов России.

Что касается изъятия наркотиков из незаконного оборота, то к концу года мы подошли с ростом объема. За 9 месяцев текущего года всего по краю изъято 553 кг наркотиков — это на 4% больше, чем в прошлом году.

В частности, повысились результаты по изъятию растительных наркотиков. Недавно мы провели Всероссийскую оперативно-профилактическую операцию «Мак», в рамках которой уничтожили многочисленные очаги произрастания дикорастущей конопли и изъяли крупные партии марихуаны, гашиша, маковой соломы.

Также органы внутренних дел края изъяли из незаконного оборота около 12 кг синтетических наркотиков, в том числе половина этого веса — 6 кг — изъята с момента образования управления.

Отдел по борьбе с наркотиками - задачи и основные функции подразделения

Уничтожение наркотиков в Барнауле.

22.fskn.gov.ru

Факт

С 14 ноября на территории Алтайского края стартует первый этап Всероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью!», который продлится до 25 ноября. Главная цель акции — привлечь общественность к участию в противодействии незаконному обороту наркотиков и профилактике их немедицинского потребления.

При получении сведений о преступлениях и административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом, любой житель нашего региона может обратиться в территориальный орган внутренних дел в установленном порядке с заявлением или позвонить на телефон доверия ГУ МВД России по Алтайскому краю: 128 (звонок бесплатный), 8 (385−2) 630−315 (звонок по краю бесплатный).

Источник: https://altapress.ru/zhizn/story/altayskaya-politsiya-utverzhdaet-chto-situatsiya-s-narkotikami-ne-uhudshilas-posle-likvidatsii-fs-190452

Задача остаётся прежней

На вопросы корреспондента «Полиции России» отвечает начальник Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России генерал-майор полиции Андрей ХРАПОВ.

Отдел по борьбе с наркотиками - задачи и основные функции подразделения

– Андрей Иванович, весной этого года в связи с передачей МВД России функций, ранее реализуемых ФСКН России в антинаркотической сфере, в ведомстве создана или, скорее, воссоздана служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Как прошла реорганизация и какие новые для себя функции получили полицейские?

– Напомню, что произошло это в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».

Противодействие незаконному обороту наркотиков – работа не новая для нашего ведомства. В этом году мы отмечаем 25 лет с момента образования в органах внутренних дел антинаркотических подразделений.

6 декабря 1991 года было создано Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД СССР, ставшее первой самостоятельной отраслевой службой.

Спустя год на базе Бюро, а также Отдела по борьбе с наркоманией УУР МВД РСФСР создано Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России, ставшее впоследствии главком.

С образованием Государственной службы наркоконтроля значительная часть функций и личного состава главка перешли в эту службу, но борьба с незаконным оборотом наркотиков продолжала оставаться одной из приоритетных задач органов внутренних дел, и антинаркотические подразделения продолжали свою работу уже в составе службы уголовного розыска.

Так что ключевые задачи данной деятельности традиционны для ведомства.

Это пресечение деятельности преступных групп и сообществ; перекрытие контрабандных каналов поступления наркотиков и установление всех звеньев наркоструктур; борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных от наркобизнеса, разрушение коррупционных связей, способствующих незаконному обороту наркотиков, а также уничтожение инфраструктуры нелегального производства наркотиков.

Однако добавились и новые функции. Такие, в частности, как контроль за деятельностью юридических лиц и предпринимателей с целью недопущения поступления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров из легального в незаконный оборот, а также организация профилактики наркопотребления.

Для эффективного решения поставленных целей и задач в структуре центрального аппарата МВД России создано Главное управление по контролю за оборотом наркотиков, в состав которого вошли наиболее квалифицированные и подготовленные сотрудники ФСКН России и МВД России.

Необходимо отметить, что по итогам реорганизации удалось сохранить основной «костяк» ФСКН России. Лучшие специалисты, занимающиеся практической деятельностью, перешли в структуру МВД России, на их долю приходится порядка 75 процентов от общей численности личного состава. Это позволило обеспечить непрерывность и эффективность работы даже в переходном периоде.

Так, например, в мае – июне текущего года совместными усилиями сотрудников МВД России и ФСКН России были проведены оперативно-разыскные мероприятия в отношении организованного преступного сообщества, специализирующегося на контрабанде гашиша в Россию из Королевства Марокко и последующем сбыте оптовых партий наркотика по всей стране. В ходе мероприятий, проведённых на территории нескольких регионов России, задержаны лидеры наркогруппировки – граждане Молдовы, из незаконного оборота изъято около 10 килограммов гашиша.

Таким образом, мы эффективно решаем поставленные задачи, прежде всего, конечно, связанные с практическим противодействием наркоугрозам. Вместе с тем значительное внимание уделяется и вопросам антинаркотической профилактики. Подразделения, обеспечивающие эту ранее не свойственную нам работу, созданы в Главном управлении и в территориальных органах МВД России и вносят свой вклад в общее дело.

Читайте также:  Можно ли вылечить алкоголизм – избавиться от зависимости и как это сделать

– Какова текущая ситуация с наркопотреблением в стране и как антинаркотическая служба собирается строить профилактическую работу?

– Результаты мониторинга наркоситуации, проведённого по итогам прошлого года, свидетельствуют, что общее число потребителей наркотиков, зарегистрированных на 1 января 2016 года органами системы здравоохранения, составило более 640 тысяч человек.

Опрос показал, что 2,5 процента респондентов, имевших опыт употребления наркотиков, впервые попробовали их в возрасте до 12 лет, 16,3 процента – в возрасте до 15 лет и 43,6 процента – в возрасте от 16 до 18 лет.

По данным медицинской статистики, в 2015 году количество зарегистрированных с диагнозом «наркомания» несовершеннолетних возросло на треть. Поэтому, конечно, особого внимания требует организация профилактической работы с молодёжью.

В соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690, наряду с мероприятиями по борьбе с предложением наркотиков мы, конечно, нацелены обеспечить сокращение спроса на них. Эти две задачи взаимосвязаны, ведь низкий спрос снижает и активность наркобизнеса.

К слову, главком за последние месяцы уже проведены первые профилактические мероприятия. Среди них акция «Призывник», нацеленная на профилактическую работу с допризывной молодёжью.

В целях предупреждения распространения наркомании среди несовершеннолетних проведена межведомственная оперативно-профилактическая операция «Дети России».

Организованы интернет-уроки, направленные на профилактику наркомании в образовательных учреждениях.

Также стартовала Всероссийская профилактическая акция «Сообщи, где торгуют смертью», призванная повысить уровень участия граждан в сборе информации о правонарушениях, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотиков. Акция активно пропагандируется посредством СМИ и в сети Интернет. Каждому поступившему от граждан сигналу о потребителях и распространителях наркотиков уделяется самое пристальное внимание.

Конечно, с профилактической работой нам не справиться в одиночку. Для этого требуется объединение усилий с заинтересованными организациями и ведомствами.

В частности, чтобы более комплексно и качественно противостоять наркотизации населения, необходимо привлечение к профилактической антинаркотической деятельности специалистов Минздрава, Минобр­науки, Минспорта и ряда других органов исполнительной власти. Кроме того, нам понадобится и помощь общественности.

Сейчас в ведомстве разрабатывается концепция, которую мы, используя возможности антинаркотических институтов федерального и регионального уровней, таких как антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации, планируем воплощать в жизнь.

– Если говорить о «предложении» наркобизнеса, сколько «незаконного товара» не дошло до наркопотребителя в этом году благодаря усилиям правоохранительных органов? Какие наркотики изымались из незаконного оборота наиболее часто?

Отдел по борьбе с наркотиками - задачи и основные функции подразделения

– При координирующей роли МВД России в целом по стране за 9 месяцев 2016 года выявлено свыше 153 тысяч наркопреступлений, из них почти 135 тысяч преступлений пришлось на органы внутренних дел.

Раскрыто 9,6 тысячи групповых наркопреступлений, из которых треть совершены в составе организованных преступных групп и сообществ.

При этом из незаконного оборота изъято 16,1 тонны наркотиков, в том числе свыше 11 тонн каннабисной группы, 2,5 тонны синтетических наркотиков и около 689 килограммов героина.

Как показывает статистика, первое место по распространённости по-прежнему занимают наркотики каннабисной группы, а вот опиаты продолжает вытеснять всё более набирающая популярность на чёрном рынке «синтетика».

И если конопля в основном культивируется «наркоагрономами» на российских полях, то синтетические наркотики по большей части попадают в страну контрабандным путём, в подавляющей своей массе из Китая и частично из – Европы.

Учитывая данные тенденции, правоохранительными органами традиционно проводятся межведомственные оперативно-профилактические операции «Мак» и «Азиатский заслон – 2016».

Первая направлена на обнаружение и уничтожение посевов наркосодержащих растений, изъятие их из незаконного оборота. Вторая – на пресечение контрабандных поставок и изъятие из незаконного оборота синтетических наркотиков.

– Правоохранители долгое время испытывали сложности с «синтетикой», с доказательствами, что конкретное изъятое вещество является наркотическим. Как сейчас складывается ситуация?

– Новые виды психоактивных веществ, схожих по структуре и своему воздействию на организм человека с наркотиками, начали активно наводнять российский рынок с 2010 года.

Рост их незаконного оборота обуславливался низкой стоимостью, практически неограниченными возможностями для синтеза и производства.

А простейшее изменение формулы вновь разрабатываемого вещества выводило его из-под существующего запрета.

Для решения этой проблемы разработана система раннего выявления подобных веществ, обладающих аналогичными одурманивающими свойствами, законодательно определён механизм установления оперативного запрета на их распространение.

– Не секрет, что сегодня и сбыт, и даже оплата запрещённых веществ происходят в Сети. Как с этим бороться?

– Так и есть. В целях конспирации преступники предпочитают использовать бесконтактный способ распространения наркотиков. По этой причине, а также для увеличения числа наркопотребителей участники наркобизнеса активно задействуют сеть Интернет.

В структуре главка создано и укомплектовано квалифицированными специалистами из ФСКН России специализированное подразделение по противодействию наркопреступности в Интернете.

Данная работа осуществляется непрерывно, для решения поставленных задач используются проверенные на практике методы.

Вместе с тем прорабатываются возможности использования инновационных подходов к решению данной проблемы.

Отдел по борьбе с наркотиками - задачи и основные функции подразделения

  • Для борьбы с рекламой и сбытом наркотиков совместно с Роскомнадзором на постоянной основе проводится мониторинг Сети.
  • В случае получения информации о фактической причастности конкретных лиц к распространению наркотиков обеспечивается проведение необходимых оперативно-разыскных мероприятий по их изобличению.
  • Однако более активно применяется такой способ противодействия распространению и рекламе наркотических средств, как досудебное ограничение доступа к информации, распространяемой в сети Интернет.
  • В случае выявления размещённой на сайте информации о наркотиках, запрещённой к распространению, на основании утверждённых критериев её оценки МВД России принимает соответствующее решение, о котором незамедлительно информирует Роскомнадзор.

Роскомнадзор, в свою очередь, ведёт «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети Интернет» и наделён полномочиями по ограничению доступа к сайтам. Если распространитель не исполняет предписание об удалении размещённого им запрещённого контента, доступ к такому ресурсу блокируется.

В рамках решения задач об отнесении размещённой на сайтах Сети информации к категории запрещённой в настоящее время проводится проверка более чем 13 тысяч интернет-страниц и сайтов, выявленных в ходе мониторинга и работы с обращениями, поступающими от граждан.

– Можете ли вы привести примеры «реализаций» по серьёзным наркогруппировкам, которые удалось осуществить службе за последнее время?

– Таких примеров много. В частности, сотрудникам ГУНК МВД России удалось перекрыть несколько контрабандных каналов поставки наркотиков.

В ходе совместных мероприятий с представителями Интерпола и ФТС России в аэропорту Домодедово задержан гражданин Латвии, прибывший пассажирским авиарейсом из Уганды с чемоданом, в боковых стенках которого обнаружено более 8,5 килограмма марихуаны.

В результате совместной специальной операции сотрудниками ГУНК МВД России и Государственной службы по контролю за наркотиками при Правительстве Киргизской Республики в июне 2016 года задержан активный участник транснациональной преступной группировки, причастный к организации контрабандных поставок героина из Киргизии транзитом через Россию в страны Европы. Из незаконного оборота изъято около 10 килограммов героина. Кроме того, ГУНК МВД России успешно проведены операции по перекрытию контрабандных каналов поставки в нашу страну марихуаны из Южной Африки, кокаина из Республики Парагвай, метамфетамина из Мексиканских Соединённых Штатов.

ГУНК МВД России осуществлён ряд мероприятий в отношении организованных преступных групп, занимавшихся поставками и сбытом так называемых спайсов. Например, пресечена деятельность наркоформирования, участники которого организовали масштабную сеть сбыта синтетических наркотиков на территории Южного, Северо-Кавказского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

В результате тщательно спланированных оперативно-разыскных мероприятий задержаны 8 российских граждан и предотвращено распространение 7 килограммов концентрата, из которых злоумышленники планировали изготовить более 140 килограммов курительных смесей.

На днях была задержана активная участница этнической наркогруппировки, организовавшей сеть сбыта оптовых партий героина на территории Московского региона.

В целях сокрытия своей причастности к наркобизнесу задержанная неофициально работала официанткой в одном из московских кафе. В квартире по месту её фактического проживания оперативники обнаружили более 9 килограммов героина.

В настоящее время ведётся работа по выявлению и привлечению к ответственности лидеров и членов преступной группы, выполняющих функции рядовых звеньев наркоцепи.

Хочу ещё раз подчеркнуть: служба заработала практически с момента своего создания. Как я уже говорил, эта работа для нас не нова, и потому времени для раскачки не потребовалось.

Беседу вела Алёна НОВИКОВА

  1. Фото Антонина БАСТАКОВА,
  2. Дмитрия ЛЫКОВА,
  3. Ольги ЧУМАЧЕНКО

27.12.2016

Источник: http://www.ormvd.ru/pubs/101/the-problem-remains

Эксперты сравнили эффективность ФСКН и МВД в борьбе с наркомафией :: Политика :: РБК

Эксперты сравнили статистические показатели МВД и ФСКН. Полиция опережает в количестве раскрытых преступлений, ФСКН в объемах изъятых наркотиков. Ведомства хотя и конкурируют, но сосредоточены на разных направлениях

Отдел по борьбе с наркотиками - задачи и основные функции подразделения

Сотрудник ФСКН во время задержания посетителей наркопритона ( Геннадий Хамельянин/ТАСС)

Отчетные данные

Эксперты петербургского ​​​Института проблем правоприменения проанализировали официальную статистику преступлений, связанных с наркотиками, и сравнили работу Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Министерства внутренних дел. Именно эти два ведомства отвечают в Росcии за борьбу с наркотиками, а в условиях экономического кризиса они вынуждены публично доказывать результативность своей работы, отмечают авторы исследования.

Читайте также:  Кодеиновый сироп - действие, противопоказания

Каждое ведомство в рамках своей компетенции обязано содействовать в выявлении и пресечении любых преступлений, однако дублирование функций неизбежно ведет к их конкуренции.

Главным средством конкуренции служат отчетные показатели, констатируют исследователи.

Статистические показатели, связанные с раскрываемостью и другими характеристиками работы, кладутся в основу ежегодных и ежеквартальных отчетов о результатах работы каждого ведомства.

В России для учета преступлений, уголовных дел и самих преступников заполняются специальные статистические карточки первичного учета. Доступ к этим данным за исключением имен и фамилий фигурантов уголовных дел сотрудники ИПП получили благодаря содействию «открытого правительства» и Генпрокуратуры, объяснил РБК социолог ИПП Алексей Кнорре.

Ведомственные статьи

Сотрудники института изучили 535 тыс. наркопреступлений (квалифицированных по статьям 228–234 УК) за 2013–2014 годы.

Почти две трети из них выявлены МВД, чуть больше трети — ФСКН, и только полпроцента приходятся на остальные ведомства, включая ФСБ и Следственный комитет, уточняют авторы исследования.

Соотношение между ФСКН и МВД меняется, если изучать статистику по отдельным видам преступлений и регионам.

МВД регистрирует 75,6% преступлений по ст. 228 УК (хранение наркотиков без цели сбыта, чаще всего вменяемая наркозависимым). У ФСКН преимущество в делах по статьям УК 228.

2 (нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ), 228.

3 (приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств), 232 (организация либо содержание притонов) и 233 (незаконная выдача или подделка документов на право получения наркотических средств).

Распределение изымаемых видов наркотиков примерно одинаково в статистике МВД и ФСКН, исключение — анаболические стероиды и сибутрамин, которые сотрудники ФСКН изымают большими партиями, а полицейские почти не регистрируют.

Вес изымаемых наркотиков у ФСКН в среднем в два-три раза больше, чем у МВД. Это обсуловлено тем, что почти во всех случаях в общем вале изымаемых силами ФСКН наркотиков есть отдельные преступления с очень высокой массой изъятого.

В среднем сотрудники ФСКН изымают в 2-3 раза больше наркотиков. Но эта разница велика в относительных показателях, и невелика в абсолютных, подчеркивают авторы исследования. Так, сотрудники МВД изымают в среднем по 1 г наркотических веществ, а сотрудники ФСКН — около 2 г. В МВД изымают по 20 грамм каннабиодидов, в ФСКН — по 39 грамм, говорят авторы исследования.

Директор ФСКН Виктор Иванов весной, комментируя слухи о возможной реорганизации своего ведомства, говорил, что у МВД выше показатели по задержаниям рядовых наркопотребителей, но в поле зрения ФСКН — крупные поставщики и дистрибьюторы наркотиков.

«90% всех оптовых партий наркотиков изымает именно ФСКН», — подчеркивал Иванов.

В активе ФСКН есть очень крупные партии изъятых наркотиков, однако основная часть, более половины преступлений, состоит из партий, в которых масса самого крупного наркотика составляет несколько грамм, не согласны авторы исследования.

Отдел по борьбе с наркотиками - задачи и основные функции подразделения

Число изъятий – количество преступлений, где данный наркотик был основным 

Разница в регионах

В регионах ситуация может сильно отличаться, как в удельном количестве наркопреступлений, так и в том, какое из ведомств — ФСКН или МВД — регистрирует большинство наркопреступлений. В Ингушетии, Карелии, Псковской, Магаданской и Сахалинской областях в регистрации наркопреступлений явно доминирует ФСКН. В Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, Крыму и Свердловской области и других — МВД.

По-видимому, существует связь между населенностью региона и долей преступлений, зафиксированных МВД, предполагают авторы исследования.

Полицейские чаще ловят людей с наркотиками в густонаселенных регионах. Там же, где жителей меньше, преимущество у ФСКН.

Из исследования видно, что в крупных городах чаще случаются ситуации, когда неспециализированные на борьбе с наркотиками полицейские останавливают для обыска случайных подозрительных граждан и изымают у них наркотики, в то время как постоянная работа оперативников ФСКН позволяет им находить наркотики целенаправленно. Кнорре считает такое объяснение правдоподобным.

Конкуренция ведомств

В 2015 году в связи с сокращением государственных расходов и проектом реорганизации контрольно-надзорных органов в СМИ неоднократно обсуждалось упразднение ФСКН, а конкуренция между ведомствами приняла форму публичной полемики.

В МВД демонстрировали статистику, указывая на раскрытые полицейскими две трети ото всех связанных с наркотиками преступлений, а также более широкие возможности большого ведомства.

Иванов говорил о несопоставимости бюджетов и штата двух ведомств и разные задачи.

Громким стал случай противостояния между ФСКН и МВД в Татарстане. Здесь следователи ФСКН возбудили уголовное дело в отношении сотрудников отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) МВД по Татарстану. За этим последовало возбуждение дела СКР уже в отношении начальника оперативной службы УФСКН Республики Татарстан.

Конкуренция стимулирует достижение более высоких показателей, но они не отражают реальность напрямую и могут подвергаться деформации, предупреждают авторы исследования. Деформированные показатели демонстрируют только эффективность механизмов накрутки со стороны ведомств, констатируют социологи.

В пресс-службе ФСКН напомнили РБК, что директор ведомства Виктор Иванов еще весной во время научно-практической конференции в Екатеринбурге говорил об искажении криминальной статистики ради презентации работы ведомств, участвующих в борьбе с преступностью.

По данным ФСКН, 75 процентов совершивших наркопреступления привлекается к уголовной ответственности за хранение одной или двух доз наркотиков для личного потребления. ФСКН предлагает применять к таким людям закон не для наказания, а для освобождения от наркозависимости, используя программы комплексной реабилитации и ресоциализации.

Для этого подготовлен специальный проект федерального закона, уточняют в ведомстве.

Максим Солопов

Источник: https://www.rbc.ru/politics/15/12/2015/5670319a9a7947eaaf2fa5ba

Глава МВД решил создать отдел по борьбе со злоупотреблениями в делах о наркотиках

  • Министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев поручил подготовить предложения по созданию структуры по борьбе со злоупотреблениями при расследовании преступлений о наркотиках, передает ТАСС со ссылкой на официального представителя МВД Ирину Волк.
  • «По итогам ежегодной специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев поручил руководителям Главного управления собственной безопасности и организационно-штатному управлению МВД России подготовить предложения о создании в структуре службы собственной безопасности специализированных подразделений», — сказала она.
  • Волк добавила, что основной задачей новой структуры станет выявление и пресечение нарушений законности со стороны сотрудников службы по контролю за оборотом наркотиков.
  • «Предстоит определить функционал создаваемых подразделений, их штатную численность как в центральном аппарате, так и в территориальных подразделениях министерства и решить иные организационные вопросы», — сказала официальный представитель МВД.

Ранее в пятницу стало известно, что МВД нашло нарушения в работе полицейских УВД по ЗАО Москвы, которые задерживали журналиста «Медузы» Ивана Голунова. Как сообщил сайтс управления ведомства по Москве, нарушения нашли во время предварительного расследования дела по статье 30, статье 228.1 УК (покушение на сбыт наркотиков), обвинения по которому сняли с журналиста.

Принято решение о направлении этого уголовного дела в прокуратуру Москвы для решения вопроса о его передаче для дальнейшего производства предварительного следствия в следственные органы Следственного комитета.

Накануне президент РФ Путин во время прямой линии сказал, что наказание за хранение наркотиков (статья 228 УК) смягчать не нужно, а необходимо усилить контроль за работой силовиков, «чтоб ради галок людей в тюрьму не сажали». Путин также заверил, что «будут проведены необходимые следственные действия по выявлению всех виновных, которые создали эту ненормальную ситуацию»

6 июня сотрудники УВД по ЗАО задержали журналиста «Медузы» Ивана Голунова, обвинив его в покушении на сбыт наркотиков. Спустя пять дней, после широкого общественного резонанса и многочисленных акций солидарности дело против журналиста прекратили из-за его непричастности к преступлению.

Полицейских, причастных к делу Голунова, отстранили от работы на время проверки. Позже Путин уволил начальника управления по контролю за оборотом наркотиков Юрия Девяткина и начальника УВД по ЗАО Андрея Пучкова.

Источник: https://www.newsru.com/russia/21jun2019/newunit.html

История ФСКН: как наркоконтроль превратился в наркокартель

Первые две опиумные войны были развязаны в XIX веке Британией в Китае. В наши дни «третья опиумная» развернулась в Афганистане, и бенефициары ее несколько иные, а проигравшими можем оказаться все мы.

Из одной полиции в другую

На сегодняшний день, по данным ООН, в мире от наркотиков ежегодно умирает около 200 тысяч человек. Вопиющая прозрачность среднеазиатских границ позволила наркотической волне захлестнуть Россию.

В 90-х наркомания стала бичом молодежи — против ее роста государственные институты были бессильны.

В начале «нулевых», в ходе реформ госаппарата, президент решился на неоднозначный ход — вместо налоговой полиции создать структуру по борьбе с наркопреступностью. Причем, большая часть налоговиков, которых оказалось сорок тысяч человек, должны были переучиваться на новую специализацию.

Учитывая, что исходное ведомство собиралось по принципу Ноевого ковчега, вся эта разношерстная публика из бывших военных, чекистов, милицейских, прокурорских, одним росчерком стала наркополицейскими.

«Госнаркокартель»

Профессиональный состав новой службы, хоть и был разномастен по происхождению, но впечатлял своим составом. Возглавил новую службу бывший первый замдиректора ФСБ Виктор Черкесов, имевший большой опыт следственной работы.

А к уже упомянутым сорока тысячам бывших налоговиков присоединились порядка трех тысяч милиционеров из расформированных тогда ОБНОН (отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков).

Государственный комитет по контролю за оборотом наркотиков, или в просторечии, Госнаркоконтроль, начал работу с июля 2003 года, но для того, чтобы «встать на ноги» и начать приносить результаты, понадобилось порядка полутора лет. «Оперативный костяк сформировался к 2005 году, — рассказывает бывший заместитель директора ФСКН генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов — и основной задачей, ставившейся тогда перед службой, было снижение спроса на наркотики. Без этой профилактики остальные функции просто не имели смысла».

«В 2006 году мы докладывали об уровне наркопотребления в стране в пределах от двух до трех миллионов человек, — продолжает Михайлов. — За время работы Черкесова этот показатель не вырос, даже удалось добиться небольшого снижения».

  • По его словам, если до 2005-го ежегодный прирост наркозависимых на учете составлял 25 процентов, то к 2008 году он сократился до полутора процентов.
  • Один из бывших руководителей ФСКН районного уровня, назовем его Сидоров, на условиях анонимности рассказал «Ридусу», как выстраивалась работа службы на «земле».
  • Как оказалось, именно там стали развиваться первые в истории новой службы «ментовские войны» — конфликты силовых ведомств.

«Поскольку я работал в своем родном городе, ситуация была мне небезразлична, в отличие от многих коллег, — вспоминает бывший районный руководитель. — Поэтому за первые полгода работы удалось изъять почти 3 килограмма героина, что для районного уровня по тем временам было приличной цифрой».

Надо сказать, что палочной системы у ФСКН, в отличие от милиции, не было. Последние работали по схеме «АППГ (аналогичный период прошлого года) +1», то есть искусственно создавался постоянный прирост показателей.

Читайте также:  Вывод из запоя на дому - методы и способы лечения алкоголиков

«Для этого использовался самый разнообразный набор уловок, в том числе совершенно бесчеловечных, — рассказывает собеседник. — Например, на обслуживаемую территорию завозили цыган, которые начинали торговать наркотиками, а доблестная милиция отслеживала покупателей и забирала их до момента достижения необходимой цифры, параллельно получая мзду с преступников».

Но бывали случаи и «позабавнее».

Как-то раз в дежурную часть поступил звонок из фитнес-клуба, где нашли сумку с белым порошком и пачкой долларов — снова на условиях анонимности рассказывает бывший сотрудник центрального аппарата ФСКН, назовем его Петров.

Выяснилось, что почти килограмм героина и деньги принадлежали сыну одного из среднеазиатских дипломатов.

В итоге порошок оказался стиральным, деньги — билетами банка приколов, а дело не возбудили, зато весь отдел, чьи сотрудники потратили время, год пользовался мобильной связью бесплатно, — вспоминает правоохранитель о нестандартной благодарности.

Дурная слава ОБНОНов привела к тому, что многие начальники подразделений ФСКН сознательно не брали в свою команду бывших милиционеров, предпочитая им людей «с улицы», которые хоть и давали результат не раньше, чем через год, но не были замечены в порочащих связях.

«Справедливости ради скажу, что «крышевателей» было немало и среди наших, — отмечает Сидоров. — Примеров, когда ранним утром квартиры торговцев смертью в других районах и областях брал спецназ, и заставал там лишь следы спешных сборов, полно. Местный начальник, наш, либо в ОВД, был в курсе и предупреждал, поэтому отношения испортились, как только стало ясно, кто есть кто».

Немало в ФСКН, по словам Петрова, оказалось и «временщиков», увидевших в службе источник заработка.

Оперативники умудрялись торговать изъятым добром прямо на Лубянской площади, нисколько не стесняясь ни «старших братьев», взирающих из окон зданий напротив, ни милицейских коллег из ОВД «Китай-город».

Один из руководителей, как сообщала Lenta.ru, продавал наркотики через интернет с помощью своей близкой родственницы. Бывший глава управления, как писал «Труд», торговал героином через бывших заключенных, и их же потом и арестовывал.

При этом «опера» не только продавали, но и сами употребляли изъятое. Пожалуй, самым громким примером был случай, когда двое сотрудников умерли прямо в сауне, расположенной в подвале одного из московских зданий ФСКН. Аналогичных случаев было несколько по стране. Видимо, именно благодаря им позднее появился термин «госнаркокартель».

Жертвы ментовских войн

Осенью 2011 года питерский спецназ ФСБ, как писала Lenta.ru, взял штурмом Череповецкий межрайонный отдел ФСКН с последующим арестом десяти сотрудников — ещё двое были осуждены ранее — во главе с начальником отдела. Среди предъявленных обвинений — создание ОПГ, пытки, фабрикация уголовных дел. В соседнем складском помещении обнаружили цех по расфасовке наркотиков.

Питерское же управление и вовсе слыло в центральном аппарате контролером канала всех синтетических наркотиков, поставляемых из Европы. Правда, не брезговало оно и другими веществами:

«Однажды из Интерпола пришла информация, — вспоминает Петров, — что из одной латиноамериканской страны в Санкт-Петербург направляется судно, на котором перевозится крупная партия кокаина. Зная аппетиты питерских коллег, мы понимали, что ставить их в известность не стоит, но иначе поступить не могли. В день предполагаемого прибытия они доложили, что корабль действительно пришел, но якобы ничего такого на нем не нашли. Впрочем, у нас такому ответу никто уже не удивлялся», — сетует собеседник.

Сложилась парадоксальная ситуация — созданное для отражения угроз новой опиумной войны ведомство, по сути, разошлось по обе стороны баррикад.

В октябре 2007 года в противостоянии правоохранителей случилась кульминация. Глава ФСКН Черкесов неожиданно публикует в «Коммерсанте» свою статью, в которой открывает общественности глаза на очередную «ментовскую войну», обвинив своих бывших товарищей из ФСБ в личностном обогащении.

О «недопонимании» между ведомствами генерал полиции говорил и раньше, призывая чекистов к миру и объединению в государственных интересах, уверяя, что сложившаяся обстановка выгодна лишь «врагам национальной безопасности». Разумеется, реакция была радикальная, и даже покровительство бывшего шефа не помогло. Черкесов оказался низложен.

Генеральская крыша

Новый глава ведомства Виктор Иванов — так же выходец из ФСБ. При этом многие бывшие «чекисты», узнав о приходе Иванова, сами написали рапорты — служить под началом «кадровика», как о нем отзывались, хотели немногие.

По словам Александра Михайлова, со сменой руководства сильно изменилась кадровая составляющая центрального аппарата ведомства.

Аппарат новой службы составил около 200 человек, тогда как оперативный блок, выполнявший основную работу, состоял только из 170 штатных единиц. «В то же время количество людей „на земле“ оставалось прежним, а бумагооборот, в котором они обязаны были принимать участие, за год увеличился в десятки раз», — констатирует генерал.

Если сравнить бывшее и пришедшее руководство службы с точки зрения профессионализма, то сравнение выйдет явно не в пользу последнего, уверен Михайлов.

С Черкесовым и Ивановым уже понятно. Заместители из предыдущего состава: Олег Харичкин — всю службу прошел в уголовном розыске, потом возглавил в МВД антинаркотическое направление. Александр Федоров — выходец из следственных органов ФСБ, сейчас заместитель председателя Следственного комитета, Владимир Зубрин — бывший заместитель генерального прокурора.
А таков послужной список пришедших: первый замглавы ФСКН Владимир Каланда — бывший начальник отдела в кадровой службе президентской администрации, под началом Иванова, позже с этой должности переведен в замы руководителя ФМС. Статс-секретарь, замглавы ведомства Олег Сафонов, который менял ведомство на ведомство каждые полтора-два года.

К правоохранительной деятельности никто из них отношения почти не имел.

Из команды Иванова к ней относился лишь руководитель оперативно-розыскного департамента ФСКН Николай Аулов — бывший начальник ГУ МВД России по ЦФО. Но мало того, что он был назначен на должность во время служебной проверки по предыдущему месту службы, на следующий день после ликвидации ведомства, как следует из материалов предварительного следствия, он был объявлен, как писала РГ, испанским судом в международный розыск за связь с тамбовской ОПГ.
В 2012 году в Генеральную прокуратуру поступил неслыханный документ. Замначальника оперативно-розыскного департамента ФСКН Василий Рогозин (бывший сотрудник военной контрразведки и подразделений борьбы с оргпреступностью и наркотиками ФСБ) просил Юрия Чайку провести срочную проверку, обвинив руководство собственного ведомства, а именно Владимира Каланду в коррупции и «крышевании» наркобизнеса.

Итог проверки был предсказуем: директору ФСКН было рекомендовано поставить органы госбезопасности в известность о «фактах возможного участия своих сотрудников в противоправной деятельности», а остальным занялось следствие ФСКН, которое курировал сам Каланда.

Последствие всей этой истории было только одно — Василий Рогозин был уволен, причем узнал он об этом в день своего рождения, придя утром на работу.

Любопытно, что американский журнал Forbes, проанализировавший в 2013 году данные о семейных доходах высокопоставленных служащих силовых структур выяснил, что выгоднее всего в России бороться с наркотиками. Удивительно, но первые три места рейтинга заняли Каланда, «тыловик» ФСКН Михаил Кийко и Иванов.

Новые лучше старых

Приоритеты в работе ведомства менялись всю его историю — то объявляли войну с притонами, то с перевозчиками, то очередную операцию, рапортуя позже в СМИ с такой помпой, словно все остальное время борьбой с наркотиками в стране никто и не занимался. Однако умные люди, которых в ФСКН пока еще хватало, понимали — в первую очередь нужно заниматься профилактикой.

По мнению собеседника «Ридуса», новое руководство службы стало вести значительно больше работы в этом направлении, чем предшественники.

«При Иванове стала более заметна системность в деятельности службы, взять хотя бы работу на упреждение.

Незаменимым инструментом был институт антинаркотической комиссии города, района и так далее, — вспоминает Сидоров. — Председателем был сам глава, замом — начальник территориального органа наркоконтроля.

В комиссию обязательно входили нарколог, предоставляющий данные по учету, и главврач, отвечающий уже за лечение».

Профилактика, по словам собеседника, делилась на первичную — чтобы человек не пробовал наркотики, и вторичную — для тех, кто уже попробовал, но потребление еще не приобрело системного характера.

На базе подмосковного пансионата «Чайка» создали реабилитационный центр, где постоянно находилось несколько десятков человек. Однако финального этапа профилактики — ресоциализации, то есть возврата наркоманов в нормальную жизнь, достичь так и не удалось.

  1. «Не было ни финансирования, ни понимания проблемы со стороны муниципальных властей», — с искренним сожалением говорит оказавшийся убежденным трезвенником Сидоров.
  2. Ухудшающийся имидж
  3. Хотя «палочной» системы в ФСКН и не было, но статистика всегда значила многое.
  4. Оказалось, что на протяжении долгого времени показатели раскрываемости ФСКН приписывали себе коллеги из МВД (не за «спасибо», конечно), что никак не улучшало имидж наркополицейских.
  5. В прошлом году эксперты питерского Института проблем правоприменения провели мониторинг показателей ведомств за 2013−2014 годы и выяснили, что полиция раскрыла больше наркопреступлений, а наркополиция больше изъяла в весовом эквиваленте.

Собеседник «Ридуса» подсказал разгадку: «Все уголовные дела ставятся на учет в Главном информационно-аналитическом центре (ИАЦ) МВД, вне зависимости от того, какой структурой они были возбуждены, — объясняет Сидоров.

 — Любой следователь, будь то ФСКН, МВД, ФСБ, или СК при возбуждении дела создает карточку, в которую вносятся все данные — номер, состав, статья, фигуранты и так далее, после чего она, вместе с делом, подписывается прокурором и отправляется в ИАЦ территориального органа МВД субъекта, после чего отправляется в Москву».

  • На этой стадии, при попадании в главк, по словам правоохранителя, и случалось «волшебство» — карточки других структур приписывались МВД.
  • «Например, когда однажды ранее посаженный нами человек запросил справку о судимости, а из МВД был получен ответ, в котором говорилось, что его дело было возбуждено именно их следователем, хотя это не никак соответствовало действительности», — говорит Сидоров.
  • По его словам, существует целая система так называемой «переброски» карточек для улучшения статистики по отдельным «рейтинговым» статьям, вроде контрабанды, и это был целый серьезный бизнес.
  • «Если бы не эта система, многие подразделения различных ведомств ждала бы горькая участь», — уверен собеседник.
  • Трест, который лопнул

По словам генерала Михайлова, руководство ФСКН в последние свои месяцы умудрилась испортить и все межведомственные отношения, в том числе, с Минздравом и МИДом.

  1. «Они даже взялись поучать ведомство Лаврова, как выстраивать отношения с теми или иными странами, на что получили достаточно категоричную отписку в стиле «занимайтесь своим делом внутри страны, чтобы стать примером для остальных, которых вы пытаетесь учить бороться с наркопреступностью» за подписью министра иностранных дел», — рассказал собеседник.
  2. Такое количество предпосылок не могло не сказаться на судьбе службы, которая была расформирована решением президента России 5 апреля нынешнего года, а её функции переданы в МВД, куда не смогли перевестись порядка 70 процентов сотрудников ФСКН.
  3. Однако, сами экс-наркополицейские уверены, что полиция не сможет заместить ФСКН, какой бы плохой или хорошей она ни была.
  4. «Реформа любой спецслужбы, — говорит Сидоров — либо создание новой, всегда влечет как минимум полугодовую паузу в работе, пока все устаканится».
  5. По словам собеседника, «пока новый главк МВД сможет работать более-менее на уровне, пройдет пара лет, но наркопреступность всегда международная, и угроза исходит извне».

С оставлением за бортом многих опытных сотрудников потерян огромный пласт оперативных возможностей. Вообще, если бы нужно было создать боеспособную структуру, можно было бы взять пару-тройку выпусков Академии ФСБ, и не было бы этой разномастной толпы, которая тащила службу в разные стороны, как лебедь, рак и щука, уверен правоохранитель.

«Либо же нужно было передавать функции ФСКН в ФСБ, а не МВД, поскольку наркопреступность является международной, чтобы ей успешно противостоять, нужна совместная работа и ФСБ, и пограничников, и СВР», — резюмирует собеседник.

«Вопрос о ликвидации структуры периодически поднимался с момента ее создания, — говорит экс-замглавы ФСКН. — Но я считаю решение по прекращению существования ведомства ошибочным. Нужно было просто сменить самодуров обратно на профессионалов. Стране необходима служба, которая бы координировала противодействие наркоугрозе».

С генералом трудно не согласится, учитывая, что шестую часть трудоспособного населения России, по статистике, составляют наркопотребители.

Источник: https://news.rambler.ru/crime/35577554-istoriya-fskn-kak-narkokontrol-prevratilsya-v-narkokartel/

Ссылка на основную публикацию