Уголовные наказания связанные с наркоманией: законодательство рф

12.05.2012 14:00:00

Среди федеральных законов о противодействии незаконному обороту наркотиков и их злоупотреблению особое место занимает уголовный закон.

Особенность этого обусловлена тем, что нормы уголовного права являются самыми острыми формами реагирования на антисоциальные явления. Именно при их применении возникает большинство вопросов, связанных с обеспечением прав человека.

Данные правовые нормы содержатся в Общей и Особенной частях Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Наркотические средства и психотропные вещества характеризуются тремя аспектами: медицинским, правовым, социальным.

С точки зрения медицинского аспекта к названным средствам или веществам относят те, которые воздействуют определенным образом на центральную нервную систему человека, вызывая наркотическое опьянение, а на соответствующем этапе – болезненное привыкание к ним, то есть заболевание наркоманией.

Правовой аспект характеризуется тем, что наркотические средства и психотропные вещества изъяты из свободного обращения либо существенно ограничены в нем за счет установления над ними внутригосударственного и международно-правового контроля.

Никакое средство не может быть отнесено к наркотическим или психотропным без указания его в Списке наркотических средств и психотропных веществ, утверждаемом  Постановлением Правительства Российской Федерации. Социальный аспект заключается в том, что причиняется существенный вред общественным отношениям в сфере обеспечения здоровья и нравственности населения.

Каждое из рассматриваемых деяний должно обладать признаком незаконности, то есть у лица, совершающего действия по приобретению, хранению, перевозке, изготовлению, переработке наркотических средств или психотропных веществ должны отсутствовать правовые основания для производства таких действий.

Анализируя нормы уголовного законодательства, следует прийти  к выводу о том, что согласно статье 15 УК РФ, определяющей категории преступлений, большинство составов преступлений, относящихся к компетенции органов наркоконтроля, отнесено к категории тяжких и особо тяжких. Одной из обязанностей, которую вправе возложить суд при условном осуждении лица, может быть обязанность пройти курс лечения от наркомании (ч. 5 ст. 73 УК РФ). 

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ в действующий Уголовный кодекс РФ внес существенное изменение, касающееся применения принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных-наркоманов. В соответствии с внесенными в УК поправками данный правовой институт в отношении преступников-наркоманов был полностью упразднен.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ в действующий Уголовно-исполнительный кодекс РФ было внесено изменение, в соответствии с которым к осужденным, больным наркоманией, учреждением, исполняющим наказание, в том числе в виде лишения свободы, по решению медицинской комиссии должно применяться обязательное лечение.

Общий порядок исполнения наказания в отношении осужденных-наркоманов, связанный с применением мер медицинского характера, определен в ст.18 Уголовно-исполнительного кодекса России.

В соответствии с данной правовой нормой учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, к осужденным наркоманам по решению суда применяют принудительные меры медицинского характера.

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 82.

1 «Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией», в соответствии с которой осужденным за ряд преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и изъявившим желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медико-социальной реабилитации.

В главе 25 УК РФ содержится характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества; сильнодействующих  и ядовитых веществ. Вышеуказанным  Федеральным законом от 08.12.2003 г.

№ 162 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в УК РФ были внесены существенные изменения, которые затронули преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Так, вместо прежней ст.

228 УК РФ (незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств) введены три статьи – незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств (ст. 228), незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств (ст. 228.

1), нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.2). Это изменение заключается, прежде всего, в том, что для каждого из самостоятельных составов преступлений, содержащихся ранее в ч.ч. 1, 2, 5 ст. 228 УК РФ, предусмотрены отдельные статьи. При этом изменены и некоторые конструктивные признаки этих составов.

Уголовным кодексом Российской Федерации № 63-ФЗ от 13 июня 1996 г. (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 марта 2012 г. № 18-ФЗ, основные положения которого вступают в силу с 1 января 2013 г.) установлены различные меры уголовной ответственности за:

  • ·                   незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (статья 228);
  • ·                   незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (статья 228.1);
  • ·                   нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (статья 228.2);
  • ·                   хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (статья 229);
  • ·                   склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (статья 230);
  • ·                   незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их прекурсоры (статья 231);
  • ·                   организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (статья 232);
  • ·                   незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (статья 233);
  • ·                   незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (статья 234).

С юридической точки зрения необходимо отметить и ст. 226.1 и 229.1 Уголовного кодекса РФ (введенные ФЗ-420 от 7 декабря 2011 г.

), в которых предусматривается уголов­ная ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ,  сильнодействующих, ядовитых веществ.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность и за иные преступления, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами:

•   ст. 151 — в части вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством); ст. 174 — легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем; ст. 174.

1 — легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в резуль­тате совершения им преступления; ст. 325 — похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия; ст.

327 — подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.

Наряду с Уголовным кодексом составной частью пра­вовой основы антинаркотической политики в России является Уголовно-процессуальный кодекс РФ № 174-ФЗ от 18 декабря 2001 г., введенный в действие с 1 июля 2002 г. и устанавливающий весь порядок уголовного судопроизводства.  

Окончательная мера наказания за наркопреступления определяется судом, являющимся единственным органом государства, уполномоченным осуществлять правосудие.

Читайте также:  Дозировка мдма и способы употребления наркотика

Источник: http://i-gazeta.com/narkostop/22364.html

Изменения в законодательстве РФ о наркотиках. Справка

Как отметил директор Федеральной службы РФ по наркоконтролю Виктор Иванов, с момента принятия первого российского законодательного акта, установившего правовые основы реализуемой государственной политики в указанной сфере, истек десятилетний срок.

В указанный период в федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» до недавнего времени не вносилось практически никаких изменений.

Вместе с тем достаточно существенные изменения претерпели правовые нормы, регулирующие отношения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, а также внешней торговли товарами, в качестве предмета которых зачастую выступают прекурсоры (вещества, часто используемые при производстве, изготовлении и переработке наркотических средств и психотропных веществ).

18 июля 2009 г. был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ», который призван установить более эффективные меры контроля за оборотом прекурсоров в Российской Федерации и ввести дифференцированный принцип их применения.

Законом вводятся новые понятия «оборот прекурсоров» и «производство прекурсоров». Последнее определяется как «действия, направленные на получение готовых к использованию и (или) потреблению прекурсоров из химических веществ и (или) растений».

Закон предполагает дифференцировать меры государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров путем разделения их списка на 3 таблицы и установления к каждой из таблиц собственных мер контроля: I – особые меры контроля, II – общие меры контроля, III – допускается исключение некоторых мер контроля.

Согласно закону, деятельность по производству, переработке, реализации, приобретению, использованию и хранению прекурсоров, отнесенных к Таблице I, подлежит лицензированию. Ввозить (вывозить) такие прекурсоры будут вправе только государственные унитарные предприятия в порядке, установленном Правительством РФ, при наличии лицензии на право ввоза (вывоза).

  • Прекурсоры, занесенные в таблицы II и III, будет вправе ввозить (вывозить) любое юрлицо, имеющее соответствующую лицензию.
  • Для получения лицензии на ввоз (вывоз) прекурсоров юрлицу необходимо будет получить сертификат (если прекурсор является лекарственным средством) и разрешение.
  • Организации обязали отчитываться об обороте прекурсоров.
  • Федеральный закон вступит в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
  • Изменение уголовного законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков

Уголовный кодекс РФ, вступивший в силу 1 января 1997 г., не устанавливал ответственности за потребление наркотиков и предусматривал наказание за их приобретение и хранение без цели сбыта только в крупном размере (статья 228, часть 1).

  1. Наиболее строгое наказание – от 7 до 15 лет лишения свободы – устанавливалось за сбыт, изготовление, перевозку наркотиков в особо крупных размерах (статья 228, часть 4).
  2. Однако критерии отнесения обнаруженных у задержанного наркотиков к небольшому, крупному и особо крупному размеру не были законодательно определены.
  3. В результате крупным и даже особо крупным размером де-факто признавалось практически любое количество вещества.
  4. На практике для определения «весового» порога уголовного преследования потребителей применялась Сводная таблица экспертных заключений, утвержденная Постоянным комитетом по контролю наркотиков (ПККН) во главе с академиком Эдуардом Бабаяном.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. в УК РФ были внесены поправки, которые существенно изменили ситуацию уголовно-правового регулирования ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

Новая редакция Уголовного кодекса и корреспондирующих статей Кодекса об административных правонарушениях предусматривала: законодательное закрепление порядка определения размеров наркотиков, обнаруженных в незаконном обороте: крупным размером признавалось количество, превышающее размеры средней разовой дозы потребления в 10 и более раз, а особо крупным размером – в 50 и более раз. Размеры средних разовых доз утверждались Правительством РФ; исключение уголовной ответственности за незаконные приобретение, хранение, изготовление, переработку, перевозку наркотиков в количестве менее 10 доз и распространение на эти действия административных санкций (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов – влекло наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В июне 2007 г. административный штраф был установлен в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

  • Дополнительно в УК РФ была введена статья, устанавливающая ответственность для производителей и сбытчиков наркотических средств и психотропных веществ.
  • За незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусматривалось лишение свободы на срок от четырех до восьми лет.
  • Те же деяния, совершенные: группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего, – наказывались лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
  • За деяния, указанные выше, совершенные: организованной группой; лицом с использованием своего служебного положения;  в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста; в особо крупном размере, – предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Кроме того, в Уголовный кодекс были внесены следующие изменения:- отмена принудительного лечения от алкоголизма и наркомании в пенитенциарных учреждениях по приговору суда;- введение за действия, не связанные со сбытом, совершенные в количестве от 10 до 50 доз, альтернативных мер наказания – штрафа и исправительных работ;- дифференциация изготовления для личного потребления и производства в целях распространения; — исключение признака неоднократности (т.е. повторной судимости за наркотики) как усиливающего ответственность;- фактическое исключение нормы о назначении повышенного наказания при рецидиве;- включение примечания к статье 230 УК, согласно которому деятельность по пропаганде применения инструментов и оборудования в целях профилактики опасных инфекций не рассматривается как склонение к потреблению наркотиков;

— включение примечания к статье 122 об освобождении от уголовной ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией в случае добровольного информированного согласия на контакт.

Федеральным законом от 5 января 2006 г. в УК были внесены поправки, согласно которым правительством Российской Федерации утверждается крупный и особо крупный размер наркотических средств и психотропных веществ. Статья, наделяющая правительство РФ полномочиями утверждать размеры средних разовых доз, признана утратившей силу.

Материал подготовлен основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20100311/213546160.html

Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков

Среди многих проблем в сегодняшней российской жизни на одно из первых мест вышла проблема наркотизма.

Распространение наркотических средств и психотропных веществ на самом высоком уровне признано одной из основных социальных проблем в стране, угрозой национальной безопасности, здоровью, генофонду нации. Наркоагрессия оказывает все более разрушительное воздействие на развитие российского общества. За последние пятнадцать лет более чем в десять раз возросло количество потребителей наркотиков.

Безусловно, наркотизм — многогранное явление, включающее в себя медицинские, социальные и правовые аспекты, которые заслуживают отдельного исследования.

Как и сама наркомания, преступность, связанная с наркотиками, одинаково распространяется среди представителей самых различных социальных и возрастных групп. К сожалению, в настоящее время в возрастном плане границы данного вида преступности смещаются в сторону ее омоложения. Этому способствует ряд факторов.

Читайте также:  Существует ли антидот при отравлении метамфетамином?

Подростковый возраст — период выбора самостоятельного образа жизни и собственных ценностей, период отрицания принятых критериев, авторитетов, когда возрастает значение микросреды, товарищей, стремление не отстать от сверстников.

Незаконный оборот наркотиков зачастую становится атрибутом молодежной субкультуры, ритуалом, реализацией жизненной концепции, символом, сближающим определенную группу людей и противопоставляющий ее всем остальным.

Одним из основных звеньев организации деятельности по ограничению распространения наркотизации, в том числе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, является правоохранительная система государства.

Борьба с наркоманией невозможна без принятия широкого комплекса мер правового характера, что обусловило возникновение, развитие и функционирование системы соответствующих норм различных отраслей права. Среди них преобладают уголовно-правовые нормы.

И это закономерно: охранительной функцией в большей степени, чем другие правовые отрасли, обладает уголовное право.

Действующее уголовное законодательство весьма обстоятельно и многопланово регламентирует вопросы ответственности за общественно опасные деяния в сфере незаконного оборота наркотиков.

Множественность и разнообразие описанных в законе криминальных деликтов, дифференциация видов составов преступлений, за совершение которых установлены различные по характеру и степени суровости наказания, возможность освобождения от уголовной ответственности при определенных условиях позволяют проводить гибкую карательно-воспитательную политику по отношению к лицам, нарушающим законодательство об обороте наркотических средств и психотропных веществ. Это чрезвычайно важно в случаях, когда участниками незаконного оборота наркотиков являются несовершеннолетние, та категория граждан, которая обладает особым правовым статусом.

Социально-психологические особенности лиц от 14 до 17 лет обусловливают выделение в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее по тексту — УК РФ) самостоятельного раздела об уголовной ответственности несовершеннолетних.

Особенности уголовной ответственности и наказания данной категории граждан призваны максимально содействовать достижению целей уголовной ответственности, влиять на несовершеннолетних путем применения к ним специфических по сравнению со взрослыми мер психолого-педагогического характера.

Уголовное наказание необходимо для снятия социального напряжения при совершенном тяжком или особо тяжком преступлении, а также с целью предупреждения рецидивной преступности среди несовершеннолетних, особенно наркозависимых.

Тем не менее значение уголовной ответственности не беспредельно. Такие пределы ограничиваются, во-первых, естественными рамками уголовно-правового воздействия, во-вторых, многофакторностью причин отклоняющегося поведения индивида, в-третьих, особенностями психофизиологических свойств подростков и, в-четвертых, влиянием всех перечисленных аспектов на поведение несовершеннолетних.

Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ установлена в девяти статьях УК РФ. Уголовно наказуемыми считаются их незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта в крупном и особо крупном размере (ст.

228 УК РФ); незаконные производство, сбыт или пересылка (ст. 228.1 УК РФ); нарушение правил оборота (ст. 228.2 УК РФ); хищение либо вымогательство (ст. 229 УК РФ); склонение к потреблению (ст. 230 УК РФ); незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст.

231 УК РФ); организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст.

233 УК РФ), а также контрабанда наркотических средств и психотропных веществ (ст. 188 УК РФ).

Уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Исключением является их хищение и вымогательство: ответственность наступает с 14 лет.

В случае если преступление совершено до наступления возраста уголовной ответственности, то правоохранительные органы совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних имеют широкий арсенал мер воздействия к виновному лицу, а также его родителям либо лицам, их заменяющим.

Однако они не относятся к уголовному наказанию, и, соответственно, их характер менее строг.

Вместе с тем и уголовное наказание далеко не единственное в рамках уголовного права средство противодействия рассматриваемому явлению. В первую очередь это относится к несовершеннолетним, совершившим преступления на фоне потребления наркотиков.

В УК РФ специально выделены разделы V и VI («Уголовная ответственность несовершеннолетних» и «Принудительные меры медицинского характера»), предусматривающие возможность использования большого выбора широких средств по своей сути предупредительного характера.

Так, в ч. 2 ст.

87 УК РФ указывается на то, что к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (в настоящий момент в Новгородской области отсутствуют).

В соответствии с ч. 2 ст. 90 УК РФ «Применение принудительных мер воспитательного воздействия» несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

  • а) предупреждение;
  • б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Не менее значимой является возможность применения к несовершеннолетним правонарушителям, имеющим опыт употребления наркотиков, принудительных мер медицинского характера. В их число согласно ч. 1 ст. 99 УК РФ «Виды принудительных мер медицинского характера» входят:

  • а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
  • б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
  • в) принудительное лечение в стационаре специализированного типа;
  • г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Существенным дополнением к уголовно-правовым мерам борьбы с наркотизмом, содержащимся в УК РФ, является примечание к ст. 228 УК РФ, которым предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответственности при незаконных действиях с наркотиками.

В соответствии с ним лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с их незаконным оборотом, изобличению лиц, их совершавших, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

Эта норма обладает значительной профилактической направленностью, стимулируя деятельное раскаяние лиц, совершивших незаконные действия (явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления). Особо ее наличие важно в случае вовлечения в преступный наркобизнес несовершеннолетних лиц, которые зачастую становятся на преступный путь под воздействием взрослых, не осознавая в полной мере, что своими действиями нарушают закон. Нередко встречаются случаи, когда родители, зная о совершении их несовершеннолетними детьми наркопреступлений, из-за боязни их привлечения к уголовной ответственности не обращаются за помощью в правоохранительные органы. Безусловно, большинство из них поступило бы иначе, если бы было осведомлено о наличии вышеуказанного основания освобождения от уголовной ответственности.

В настоящее время логическим завершением судебного разбирательства в отношении несовершеннолетнего правонарушителя, в том числе и при совершении преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, является его изоляция от общества или применение условного осуждения. К сожалению, эти меры не являются достаточно эффективными в плане социализации подростка.

Особенно если он сам является потребителем наркотиков. Изоляция и помещение несовершеннолетнего в криминогенную среду усугубляют его зависимость.

Так, представляется, что применение репрессивных мер к несовершеннолетним, задержанным правоохранительными органами при сбыте или хранении наркотиков, приводит к тому, что число осужденных подростков с формирующейся наркозависимостью значительно увеличивается.

Читайте также:  Интернет торговля наркотиками: способы распространения, меры противодействия, наказание

С другой стороны, несмотря на существование в УК РФ позиций, позволяющих предусмотреть в своем решении социально-психологические и реабилитационные мероприятия, судьи не могут этого сделать, так как отсутствует достаточно развитая сеть соответствующих учреждений. Условная мера наказания для химически зависимого без вовлечения его в лечебно-реабилитационный процесс может привести к рецидиву, зачастую к совершению более тяжкого преступления и повторному наказанию в виде лишения свободы на длительный срок.

Несмотря на это, судебная практика показывает, что суды отдают приоритет условной мере наказания несовершеннолетним, впервые представшим перед судом за совершение рассматриваемого вида преступлений.

При вынесении наказания суды должны всесторонне изучать личность преступника, в том числе и учитывать наличие либо отсутствие у подсудимого наркотической зависимости. Также важно учитывать обстоятельства, приведшие к совершению преступлений.

Как правило, несовершеннолетние оказываются втянутыми в наркобизнес взрослыми лицами. И здесь нам видится чрезвычайно важной роль уголовного законодательства в качестве гаранта, охраняющего социальный статус несовершеннолетних. В таких случаях необходимо добиваться неотвратимости ответственности виновного лица по ст.

150 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления». По нашему мнению, именно за совершение данного преступления уголовная ответственность должна быть ужесточена, так же как и за склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ. Кстати, ответственность по ст.

230 УК РФ наступает с 16 лет, т.е. ее действие распространяется непосредственно и на несовершеннолетних.

Действующее уголовное законодательство весьма обстоятельно и многопланово регламентирует вопросы ответственности за общественно опасные деяния в сфере незаконного оборота наркотиков, позволяет дифференцированно подходить к выбору наказания несовершеннолетним в случае совершения ими данного вида преступлений.

В то же время, учитывая сегодняшнее критическое положение с немедицинским потреблением наркотических средств в Российской Федерации, необходимо принятие мер не только уголовно-правового характера.

Лишь сочетание уголовно-правовых мер с воспитательными, медицинскими и социальными мерами позволит прекратить постоянный рост наркотизации общества, и в первую очередь подрастающего поколения.

Меры эти должны быть направлены в первую очередь на профилактику наркомании как социального явления.

Одними из основных направлений по межведомственному взаимодействию в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ являются усилия, направленные на практическое применение комплекса социальных и правовых технологий, чтобы соединить деятельность, с одной стороны, суда и правоохранительных органов и, с другой стороны, лечебно-реабилитационных и социально-психологических государственных учреждений. Целевая группа в рамках такого комплекса — несовершеннолетние, оказавшиеся задержанными, подсудимыми, осужденными за преступления небольшой тяжести, признанные в установленном порядке больными наркоманией. Первым шагом на пути межведомственного взаимодействия по созданию комплекса таких технологий могло бы быть применение к несовершеннолетним обвиняемым по преступлениям небольшой и средней тяжести, признанным в установленном порядке страдающими наркоманией, п. «б» ч. 2 ст. 90 УК РФ, в части, касающейся передачи под надзор родителей или лиц, их замещающих, либо специализированного государственного органа.

Причины и условия, способствующие росту совершения несовершеннолетними правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также их наркотизация имеют корни во многих областях общественной жизни: социуме, экономике, политике, культуре, праве, медицине, образовании, духовности каждого человека и др. Поэтому их выявление и устранение предполагают комплексный подход, а государственная политика в сфере антинаркотической пропаганды должна быть нацелена на создание мощной и эффективной системы воспитательного процесса, т.е. воспитательной работы в подростковой среде.

Для сокращения наркотизма несовершеннолетних и связанных с ним преступлений, государственная политика должна реализовываться в следующих направлениях:

  • — решение комплексных социально-правовых задач, к которым относятся проблемы досуга несовершеннолетних и молодежи, формирование ценностных ориентаций, психологической устойчивости, формирование правовой культуры;
  • — создание центров социальной помощи для лиц, потребляющих наркотики без назначения врача, с функциями оказания медицинской и психологической помощи (создание реабилитационных центров для наркозависимых лиц), а также совершенствование уголовно-исполнительных мер в отношении осужденных лиц данной категории;
  • — совершенствование уголовно-правовых мер борьбы с наркобизнесом и незаконным оборотом наркотических средств;
  • — виктимологическая профилактика, т.е. специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности с целью восстановления или активизации их защитных свойств; разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан и конкретных лиц от преступлений.

Рассматривая профилактику преступлений несовершеннолетних, в том числе и в сфере незаконного оборота наркотиков, нельзя не сказать о роли института принудительного лечения, который в настоящее время отменен.

Необходимо принять поправки и закрепить законодательным путем вновь данную форму лечения для больных наркоманией. Это положительно скажется на наркоситуации и, безусловно, приведет к снижению наркозависимых, а также предотвратит их дальнейшую криминализацию.

Помощник прокурора

Суземского района

юрист 1 класса В.А.Романенков

Источник: https://adminsuzemka.ru/prok/1160-ugolovnaya-otvetstvennost-za-prestupleniya-svyazannye-s-nezakonnym-oborotom-narkotikov.html

Законопроект об уголовном наказании за употребление наркотиков внесен в ГД

МОСКВА, 8 фев — РАПСИ. Заксобрание Кировской области внесло в Госдуму законопроект, который устанавливает уголовную ответственность за неоднократное потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Соответствующие поправки вносятся в Уголовный кодекс РФ.

Согласно проекту закона, потребление наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных веществ без назначения врача, если это деяние совершено неоднократно, будет наказываться штрафом до 20 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до 280 часов, либо исправительными работами до одного года.

«Введение в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи 228.

5 будет способствовать снижению числа желающих употреблять наркотические средства, содействовать побуждению к прохождению курса лечения и реабилитации в целях избежания уголовной ответственности, а также способствовать выявлению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков», — считают инициаторы документа. По их мнению, последствия, связанные с судимостью (при приеме на работу, при поступлении на военную и государственную службу), также будут служить сдерживающим фактором.

Правительство и Верховный суд РФ дали отрицательные заключения на законопроект.

«Введение уголовного наказания за потребление наркотических средств или психотропных веществ не согласуется с определениями Всемирной организации здравоохранения, в соответствии с которыми наркомания является психическим заболеванием, лицо, потребляющее наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача — больным наркоманией, а систематическое употребление наркотических средств или психотропных веществ — заболеванием (болезнью)», — говорится в отзыве правительства.

Кроме того, как полагают в кабмине, криминализация неоднократного потребления наркотических средств или психотропных веществ не отвечает направлению современной государственной антинаркотической политики РФ, согласно которой совершенствование уголовного законодательства в сфере незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ направлено на обеспечение гибкости системы наказания, предусматривающей дифференциацию ответственности.

В Верховном суде полагают, что постановка вопроса о криминализации деяний уместна при условии их общественной опасности, когда иные, не уголовно-правовые, средства государственного реагирования исчерпаны или неэффективны.

Устанавливаемые и применяемые меры ответственности должны быть соразмерны степени общественной опасности совершенного правонарушения, отмечается в заключении ВС.

«Принцип соразмерности предполагает дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств», — говорится в документе.

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_news/20160208/275386737.html

Ссылка на основную публикацию