Торговля наркотиками — распространенность, ответственность перед законом

Одновременно предлагается ввести дополнительный квалифицирующий признак таких преступлений.

Сейчас они делятся на преступления в крупном и особо крупном размерах, предлагается заменить эту систему трехзвенной: значительный, крупный и особо крупный размеры, которые будут утверждаться правительством России. При этом предусматриваются более строгие санкции, включая пожизненное лишение свободы.

Контрабанду наркотиков предлагается выделить в самостоятельный состав преступления, а также ужесточить ответственность за контрабанду прекурсоров (компонентов, из которых изготавливаются наркотики), до пожизненного лишения свободы.

Законопроектом предлагается наказывать лишением свободы на срок от четырех до восьми лет за незаконное производство, сбыт или пересылку наркотиков.

Кроме того, повышается ответственность за сбыт наркотиков или их аналогов в СИЗО, исправительном учреждении, административном здании, образовательном учреждении или в каком-либо общественном месте, а также с использованием СМИ, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая интернет). Максимальное наказание — лишение свободы до 12 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей.

Разработчики документа предлагают дополнить УК статьей, устанавливающей различные санкции за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ, а также растений или их частей, содержащих такие вещества.

Все эти деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или в значительном размере, предлагается наказывать лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей.

За те же преступления, совершенные организованной группой, или с использованием служебного положения, или в отношении ребенка, а также в крупном размере предлагается лишать свободы на срок от 10 до 20 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 20 лет либо без такового и со штрафом в размере до миллиона рублей.

Аналогичные наказания предусматриваются за преступления, совершенные в особо крупном размере, но здесь также возможно пожизненное лишение свободы.

Другой статьей устанавливается наказание за незаконные приобретение, хранение или перевозку прекурсоров наркотиков или психотропных веществ, а также растений или их частей, содержащих такие вещества.

Максимальное наказание, предусмотренное этой статьей, — лишение свободы на срок до двух лет в зависимости от квалифицирующих признаков.

Производители и сбытчики таких веществ, а также люди, занимающиеся их пересылкой, могут быть лишены свободы до 20 лет со штрафом в размере до миллиона рублей.

Кроме того, предлагается дополнить статью Кодекса об административных правонарушениях РФ, фиксирующую наказание за «потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах», санкцией в виде административного ареста на срок до 15 суток. Также предусматривается повышение штрафа за такое правонарушение с нынешних одной-полутора тысяч рублей до четырех-пяти тысяч рублей. КоАП дополняется статьей, по которой за такое правонарушение для иностранных граждан, помимо штрафа и административного ареста, предусматривается выдворение за пределы РФ.

Другой законопроект вносит поправки в статью 40 Уголовно-процессуального кодекса РФ и относит межрайонные, городские и районные отделы ФСКН к органам дознания.

Как отмечают законодатели, принятие закона «позволит сократить сроки принятия процессуальных решений, а также снизить расходы, связанные с управлением деятельностью подразделений дознания (дознавателей), зачастую находящихся на значительном удалении от территориальных органов ФСКН».

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, ежегодно в производстве дознавателей территориальных органов ФСКН находится более 12 тысяч уголовных дел, около 70% из которых расследуются межрайонными, городскими, районными отделами. При этом более 30% уголовных дел оканчиваются с нарушениями сроков расследования.

Источник: https://ria.ru/20120207/559613183.html

Эффективность законодательства стран дальнего зарубежья за употребление наркотиков

В настоящей статье рассматриваются особенности уголовного законодательства стран дальнего зарубежья, таких как: Германия, Франция, Нидерланды, Великобритания, США и др. в сфере противодействия потребления наркотических средств. Автором анализируются действующие законодательства указанных стран и выделяются положительные и отрицательные стороны последних.

Ключевые слова: употребление наркотиков, законодательство зарубежных стран, наркотизм, нелегальный оборот наркотиков, наркотические вещества и психотропные средства.

Особый интерес в сфере нелегального оборота психотропных веществ либо наркотических средств, а также употребления данных средств представляют законодательства таких стран как ФРГ, Нидерланды (страны с либеральным законодательством), Франция, Великобритания (страны с умеренно жестким законодательством), США (страна с наиболее строгим законодательством). Их особенность состоит в том, что каждый из них представляет собой разнообразный подход, который принципиально различается.

Во всех перечисленных странах приняты национальные законы, которые содержат ответственность за те или иные противоправные действия с наркотическими средствами или психотропными веществами.

Так, в ФРГ согласно нормам комплексного Закона «О нелегальном обороте наркотических средств» (28 июля 1981 года) (с изменениями и дополнениями 1986 года), предусмотрена ответственность за ряд деяний связанных с наркотическими средствами, группированных по степени опасности и распространенности.

Тем лицам, которые не представляют серьезную угрозу для общества, в связи с потреблением психотропных веществ либо наркотических средств или совершением какого-либо деяния связанного с данными веществами, а также при возможности вылечить их от данной наркотической (физической) зависимости, суд смягчает, либо не назначает наказание. Суть их состоит в следующем, суд в большинстве случаев, если виновное лицо, хранит психотропные вещества либо наркотические средства в небольшом размере для собственного потребления, откладывает назначение наказания до двух лет, тем самым дает возможность лицу пройти реабилитационный курс.

В Германии на сегодняшний день, на законодательном уровне отсутствует запрет на употребление психотропных веществ либо наркотических средств без разрешения врача нарколога. Нелегальное хранение психотропных веществ либо наркотических средств потребителем для собственных нужд запрещено в ФРГ и уголовно наказуемо.

Закон Германии о наркотиках 1992 года предписывает лицам, совершившим определенные деяния, которые были связаны с запрещенными средствами, а также если данные лица, зависимы от психотропных веществ или наркотических средств либо находятся на лечении, то им суд, учитывая все обстоятельства предоставляет отсрочку либо освобождает от преследования. Точнее § 35 данного закона, предусматривает лицам, зависимым от психотропных веществ либо наркотических средств, либо осужденным лицам сроком не свыше двух лет за деяния связанные с наркотиками, отсрочку от исполнения наказания, такое происходит с предложения органа исполнения наказания с согласия суда, при условии, что лицо, зависимое от данных средств желает и стремиться вылечиться. Контроль за прохождением лечения правонарушителя оформляется документально и подлежит постоянной проверки со стороны органов исполнения наказания. Если лицо нарушает условия прохождения лечения, то суд отменят отсрочку наказания. Кроме этого, предусмотрено условно-досрочное освобождение лиц, зависимых от запрещенных средств. Данное наказание предоставляется исключительно только в тех случаях, когда лицо полностью излечивается и не располагает склонностью к совершению правонарушений [1, c. 34].

Следующей страной, которая также придерживается «либерального» законодательства является Нидерланды. Закон Нидерландов об обороте психотропных веществ или наркотических средств называется «Opiumwet», что в переводе означает «закон о наркотиках» [2, c. 454], данный нормативно-правовой акт был принят 1 октября 1928 года.

Ранее принятый Закон о наркотиках 1919 года, был принят на основе результата Международной конвенции по контролю опиума. Данная конвенция была организована в 1912 году в Гааге, в которой участвовали и представители Нидерландов.

Закон о наркотиках 1928 года считается основным нормативно-правовым актом в сфере нелегального оборота психотропных веществ либо наркотических средств.

Исходя из международных конвенций, в Нидерландах хранение наркотиков наказуемы и запрещены. При всем этом, сбыт и хранение наркотического средства в виде марихуаны через кофе-шопы (специальные места предназначенные для продажи и употребления данных средств) допускается.

Однако, к такому правоохранительные органы относятся снисходительно в случаях если лица потребляют только марихуану и не совершают никаких правонарушений.

Из этого следует, как пишут в некоторых источниках либо сведениях, публикуемых в электронных источниках, что хранение марихуаны в Нидерландах легализовано не подлежит действительности [3, c. 217].

Хранение для собственного потребления в небольшом количестве, которое предусмотрено статьей 10-1 законом «Opiumwet» предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до шести месяцев либо штраф 4-й категории, которое составляет 11 250 евро.

В случаях, когда лицо задержано с легким видом наркотиков и масса которого, не превышает 0,5 граммов вещества, то дело не возбуждается. В данных случаях полиция конфискует наркотическое средство и направляет задержанного в медицинское учреждение для прохождения консультации.

Нелегальное распространение и хранение такого наркотического средства как конопля, предусмотрена статьей 11-5 данного закона.

Нелегальное хранение свыше пяти грамм конопли для личного использования служит поводом для задержания лица и предъявления ему обвинения, хотя законом предусмотрен размер свыше тридцати грамм.

В 1976 году закон «Opiumwet» был дополнен критерием разграничения тяжелых и легких наркотических средств, в данном дополнении вещества из конопли включали в легкие наркотики.

Исходя из Единой конвенции 1961 года, запрещенные психотропные вещества либо наркотические средства подразделены в две группы, которые прилагаются к основному закону.

Так, первый список разделен на подгруппы «А»,«В»,«С», «D», при этом в нем содержатся все наркотические средства контролируемые единой конвенцией, за исключением каннабиса. В свою очередь психотропные вещества перечислены в списках I и II.

Второй список включает подгруппу «А», «В», подгруппа «А» включает все психотропные вещества, которые контролируются конвенцией о психотропных веществах 1971 года, подгруппа «В» включает кроме психотропных веществ и наркотические средства, так каннабис включает (все части данного растения, из которых получают смолу, твердые и жидкие компоненты, растительные смеси конопли как эсрар, джамба, чарс, гашиш) [3, c. 218].

Изъятое наркотическое средство или психотропное вещество имеет непосредственное отношение на последствия судебного разбирательства в зависимости от степени тяжести и в зависимости от подгруппы (где оно состоит).

В 2001 году был принят закон о лечении наркозависимых. Данное предложение дает судам право отправлять зависимых лиц в медицинские учреждения для лечения сроком на два года.

Лица, совершившие нарушения, связанные с психотропными веществами или наркотическими средствами в зависимости от степени тяжести совершенного подразделяются на три группы.

Первое составляют потребители, данную категорию лиц привлекают к ответственности только при совершении ими таких преступлений как торговля, разбой, кража и др. При назначении наказания им применяют принудительные меры медицинского характера.

Вторую группу составляют мелкие сбытчики, а третью группу составляют крупные торговцы.

Более жесткой антинаркотичекой политики за незаконное потребление придерживается Франция.

Статья 222-37 Уголовного кодекса Франции устанавливает за незаконное употребление наркотиков наказание в виде десяти лет тюремного заключения и штрафа в размере 50 млн. франков.

За руководство группировкой или организацией, имеющей целью незаконное употребление наркотиков, согласно ст. 222-34 этого кодекса, предусмотрено пожизненное уголовное заключение и штраф в размере 50 млн франков [4, c. 190].

  • Ответственность за нарушения, которые связаны с психотропными веществами или наркотическими средствами состоят в двух нормативно-правовых актах, которые считаются основными во Франции:
  •      Закон, посвященный борьбе с токсикоманией (от 31 декабря 1970 года);
  •      Кодекс здравоохранения (от 31 декабря 1987 года).

Указанные законы имеют свою цель в виде недопущения совершения нелегальных действий (передача, распространение, приобретение, производство, хранение) психотропных веществ или наркотических средств. Также предусматривают преследование за разными формами совершения данных действий, поскольку с увеличением их методы ухищряются.

Немаловажным моментом является рассмотрение п. 2 ст. 14 Закона 1987 года, которое устанавливает ответственность (уголовную) за продажу и издание пропагандисткой литературы, содержание которой призывает к нелегальному хранению, потреблению и торговле наркотических средств в нарушении закона.

Читайте также:  Каннабис и алкоголь - сравнение эффектов

Особый интерес представляет также норма, которая определяет ответственность за нелегальные продажу, предложение несовершеннолетнему психотропных веществ либо наркотических средств, при этом действие отягчается, если это будет совершено в образовательных заведениях и государственных административных органах.

Наказание за данные деяния предусмотрены в виде лишения свободы сроком от двух до десяти лет (п. 2 ст. Л 627-2 Кодекса здравоохранения).

А нелегальное производство психотропных веществ или наркотических средств наказывается лишением свободы сроком от десяти до двадцати лет либо штрафом от пяти до пятидесяти тысяч франков (ст. 627 Кодекса здравоохранения).

Закон 1970 года остается без значительных изменений, а по тому современная карательная антинаркотическая французская политика нелегальное потребление определенных психотропных веществ либо наркотических средств считает уголовно наказуемым.

Большой опыт в борьбе с распространением наркотических средств имеет Великобритания. В частности, в 1964 году был принят Закон «О предупреждении злоупотребления наркотическими средствами».

В 1983 году в Англии антинаркотическая политика была направлена в большей части в отношении несовершеннолетних и женщин.

Согласно новому положению лица, не достигшие 21 года (совершеннолетия) совершившие противоправные деяния с наркотическими средствами принудительно направлялись в центры перевоспитания.

В целях эффективной борьбы с незаконным оборотом наркотических средств полиция Великобритании создала «Ассоциацию офицеров полиции», которая состояла из рабочей группы по планированию борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. Основными направлениями были профилактика и лечение наркотических средств.

Следующей страной, которая придерживается более строгих мер по контролю за наркотиками являются Соединенные Штаты Америки.

Надо сказать, что основным законом Соединенных Штатов Америки по регулированию нелегального оборота психотропных веществ либо наркотических средств является акт «О борьбе со злоупотреблением наркотиками», который был принят в 1970 году.

Данный закон служит в политике правительства страны основой по противодействию как психотропных веществ, наркотических средств, также и сильнодействующих веществ. Данный акт представляет собой совокупность разнообразных норм, затрагивающих распространение и производство психотропных веществ либо наркотических средств.

Принятые, в 1984, 1986 и 1988 годах, законы, рассматривают, в большей степени, условия и задачи борьбы с наркотизмом, наркоманией и нелегальным распространением психотропных веществ либо наркотических средств в Соединенных Штатах Америки.

Данные нормативно-правовые акты ужесточают ответственность за наркотизм, что скорее связано с нелегальной распространенностью психотропных веществ либо наркотических средств.

Однако, несмотря на это, законодатель пытается применять к лицам зависимым от запрещенных средств меры альтернативного характера.

Этим самым, законодатель разграничивает правонарушения в сфере нелегального оборота психотропных веществ либо наркотических средств в зависимости от тяжести содеянного. Исходя из всего вышеизложенного, опасными и наиболее распространенными правонарушениями в данной сфере считаются сбыт, хранение и производство [5, c. 56, 59].

Наряду с общепризнанными нормами в некоторых штатах США изданы свои законы в сфере антинаркотизма, кроме этого действуют различные программы по противодействию распространению наркотических средств, в частности, в округе Колумбия предоставляют помощь наркоманам правонарушителям, а также их жертвам, в штате Мэриленд большой акцент делают на борьбу с несовершеннолетними потребителями алкоголя и наркотиков.

В США Свод законов 1948 года не предписывает статьи о правонарушениях, которые связаны с наркотическими средствами. Ответственность за нелегальные действия с данными средствами включены в отдельные уголовные законы некоторых штатов, так например, в УК шт.

Огайо оно предусмотрено в главе 2915, в УК шт. Нью Йорка ст. 221-222, в УК штата Джорджия главе 13 [6, c. 9].

Антинаркотическая политика США направлена в большей степени на борьбу со сбытом наркотических средств, поскольку лечение лиц, зависимых от наркотических средств обходится намного дешевле, чем их содержание в местах лишения свободы.

В связи с этим лицам, совершим противоправные действия с наркотическими средствами без цели сбыта применяют воспитательные меры. А если лицо, зависит от наркотических средств и признано больным наркоманией то применяют ряд таких комплексных мер как медицинские и психологические.

Итак, рассмотрев «либеральное», «умеренно жесткое» и «строгое» законодательство зарубежных государств об ответственности за нелегальный оборот без цели сбыта наркотических средств необходимо отметить положительные и отрицательные моменты каждого из них.

Страны с «либеральным» законодательством проводят политику в виде легализации так называемых мягких наркотиков и декриминализуют потребление данных средств.

Отсутствие правовой нормы за нелегальные действия без цели сбыта с наркотическими средствами означает разрешение немедицинского потребления наркотических средств.

В Нидерландах открыты так называемые «кофе-шопы» где можно употреблять наркотики, но необходимо отметить, что разрешается употреблять только слабые наркотики.

Легализация слабых наркотиков за последние пять лет, как отмечают специалисты в этой области, не дала хороших результатов, а иначе усугубило положение страны. Так, например, увеличилось количество подростков употребляющих марихуану в «кофе-шопах» на 200 %, в связи, с чем властям страны пришлось закрыть половину «кофе-шопов» и сократить количество разрешенных наркотиков с 30 гр. до 5 гр.

Страны с «умеренно жестким» и «строгим» законодательством регулируют незаконный оборот наркотических средств нормами национального закона «О наркотических средствах».

Однако, как описывалось выше, во многих этих странах к лицам, совершившим нелегальные действия без цели сбыта с наркотическими средствами либо же зависящим от наркотических средств применяют во многих случаях ряд комплексных мер как медицинские, психологические, образовательные и культурные.

Литература:

  1.                Киреева И.Л. Правовые основы борьбы с незаконным оборотом наркотиков (сравнительно-правовое исследование): Дисс. … канд. юрид. наук. — М., 1997. — 227 с.
  2.                Verzameling Nederlandse Wetheving. 2002/2003. Koninklijke Vermande. — 2002. — P. 454-465.
  3.                Уголовный кодекс Голландии / Науч. ред. проф. Б.В. Волженкин, пер. с англ. И.В.Мироновой. 2-е изд. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. — 510 с.
  4.                Уголовный кодекс Франции / Научн. ред. Л.В. Головко, Н.Е. Крыловой; пер. Е.Н. Крыловой. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. — 650 с.
  5.                Харьковский Е.Л. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: Дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2002. — 211 с.
  6.                Дьяченко А., Четвертакова Е. Ответственность за незаконный оборот наркотиков по УК зарубежных стран/ А. Дьяченко, Е. Четвертакова // Уголовное право. — 2001. — № 1. — С. 8-16.

Источник: https://moluch.ru/archive/102/23449/

Профилактика преступлений в сфере НОН

В современных условиях проблема организации профилактики распространения наркотиков в России приобретает особенную актуальность, она отнесена к числу наиболее важных приоритетных задач, стоящих перед государством и гражданским обществом.

Выполнение их является чрезвычайно сложным делом, так как требует изучения накопленного мирового опыта борьбы с наркоманией и наркотизмом, поиска новых современных подходов в преодолении этих негативных явлений, объединения усилий науки и практики, согласованности действий всех государственных органов, учреждений, общественных формирований, различных организаций, фондов, задействованных в этом деле.

Профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков — это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению наркотических средств или психотропных веществ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотическими средствами или психотропными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем, и т.д.). Основы профилактики наркомании у несовершеннолетних. — СПб.: Изд-во Образование-культура, 2003.

Профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков осуществляется в двух направлениях — уменьшение спроса и уменьшение предложения.

Уменьшение спроса

1. Первичная профилактика — это деятельность, направленная на профилактику производства и торговли незаконными веществами. Объектом первичной профилактики может быть население, не потребляющее наркотики.

Субъектом профилактики — милиция общественной безопасности, образовательные учреждения, СМИ, муниципальные психологические центры, церковь.

Наиболее эффективными могут быть следующие программы: образовательная, психологическая, воспитательная.

«Психологическая» программа (психосоциальная профилактика) — совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема наркотических средств или психотропных веществ, а также на развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением наркотических средств или психотропных веществ. Как показали исследования, эффективность программы при работе с несовершеннолетними достигает 60%. Она включает: 1) обучение распознания ситуаций склонения неформальными лидерами к потреблению наркотиков; 2) обучение преодолению воздействия неформального лидера и СМИ с целью вовлечения в деятельность, связанную с наркотиками; 3) обучение возможности построения дружеских связей с единомышленниками.

«Образовательная» программа — основанная на воспитательно-педагогических методах деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема наркотических средств или психотропных веществ Основы профилактики наркомании у несовершеннолетних. — СПб.: Образование-культура, 2003.. Эффективность данной программы — 40%. Она предполагает: 1) распространение информации о последствиях принятия наркотиков и деятельности, связанной с их реализацией; 2) обращение к нравственным и религиозным аспектам такого потребления; 3) возбуждение страха перед немного драматизированными опасностями.

«Воспитательная» (эффективность — 30%) ставит целью убеждение в том, что: 1) потребление наркотиков провоцируется низким уровнем образования, низкой степенью самоуважения и возможности принятия решений; 2) необходимо действовать в соответствии со стандартами своего личного поведения.

2.

Вторичная профилактика — комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнение наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих наркотические средства или психотропные вещества, но не обнаруживающих признаков болезни Основы профилактики наркомании у несовершеннолетних. — СПб.: Образование-культура, 2003.. Объект профилактики — лица, имеющие опыт потребления наркотиков. Субъект профилактики — органы внутренних дел (на стадии выявления), медицинские учреждения, психологические центры. В основе программы — идентификация потребителей наркотиков и вмешательство в их поведение. Программа наркотической деинтоксикации может совмещать первичное медицинское воздействие и последующее применение других форм. Лечение наркоманов может основываться на постепенной замене более слабыми токсинами (например, замена героина метадоном). Проводить такое лечение могут терапевтические центры с проживанием. Подобные клиники, где наркоманы проходят групповое, и индивидуальное лечение приобретают в России все большее распространение. Однако квалифицированный курс лечения доступен сейчас немногим. Оживление экономической ситуации в стране позволит направить дополнительные средства на изменение наркотической ситуации.

Уменьшение предложения

1. Увеличение реального и вероятного риска для торговцев наркотиками (здесь мы подразумеваем ситуацию в крупных городах). 2. Возможное повышение цен на наркотики посредством усложнения доступа к ним.

Один из путей — патрулирование сотрудниками ППС. В дополнение к частому патрулированию на машинах и пешком, милиция проводит спонтанные проверки и обыски, создает на дорогах пункты осмотра автомашин, обыскивает подозрительные помещения, производит аресты за нарушения общественного порядка.

Такие жесткие меры за нарушение законов о наркотиках, обыски помещений, вызывающих подозрения, создают впечатление, что вовлеченность в наркобизнес приводит к высокой степени риска. Это положение усиливается программами строгого преследования лиц, арестованных за совершение деяний, связанных с наркотиками.

Наркобизнес становится все более дорогостоящим и трудным благодаря программам правоприменения, обеспечивающим рост цены и сокращение предложения запрещенных наркотических средств.

Эти меры сопровождаются активными кампаниями борьбы с уличными розничными торговцами наркотиков. Она может проводиться с помощью переодетых сотрудников милиции, показаний информаторов или посредством проведения обысков на основе информации, полученной в результате первых двух операций.

Это, скорее всего, может испугать случайного потребителя, не имеющего стойкой зависимости от наркотиков. Наконец, милиция может предпринимать попытки собрать данные о подозреваемых наркобизнесменах для того, чтобы узнать их место жительства, источники поставок и способ ведения дел.

Читайте также:  Где содержится больше фенобарбитала – в корвалоле или в валокордине?

Правоохранительные органы исторически склонялись то к проведению агрессивных компаний борьбы с уличными торговцами наркотиков, то к длительным мероприятиям, нацеленным на борьбу с оптовиками и импортерами наркотиков. Однако наркобизнес — это разнородное и децентрализованное явление.

Большая часть наркотических веществ поставляется многочисленными мелкими подвижными группами, не имеющими национальных границ. В тоже время попытки проникновения в операции наркобизнеса высокого уровня признаются слишком затратными (людей, финансов, времени) и не приводящими к достаточному количеству арестов.

Все это позволяет склоняться к мысли о большей эффективности в среде крупного города действий милиции против уличных торговцев наркотиками. Именно такие меры приведут к большему количеству арестов. Необходимо отметить, что торговцы наркотиками очень мобильны, и их легко заменить новыми.

Но все же активные меры могут повлиять на увеличение цены наркотиков и внести неудобства, достаточные для того, чтобы устранить случайного потребителя. Кроме того, антинаркотические программы могут положительно влиять на другие виды уличной преступности и беспорядков.

Безусловно, и другие акции правоохранительных органов важны в предупреждении преступлений, связанных с НОН. Но объективные процессы мешают эффективной борьбе с данным видом преступности, ограничивают эффективность устрашения модели «арест — уголовное преследование — осуждение».

Угроза мести удерживает потенциальных информаторов и свидетелей и делает опасным сотрудничество с милицией. Кроме того, коррупция — настоящая беда для правоохранительных органов. Наркобизнес изобилует наличными деньгами, и наиболее ярким аргументом сторонников политики легализации наркотиков является утверждение о коррумпирующем воздействии наркобизнеса на милицию, в частности, и политическую систему страны.

В числе приоритетных задач наиболее трудная заключается в том, что необходимо добиться координации и слаженности работы государственных органов и общественных организаций в организации профилактических мер, направленных на противодействие, преодоление и предупреждение распространения наркотиков как на всей территории Российской Федерации, так и между отдельными ее регионами. Здесь очень важно учесть особенности сложившейся наркоситуации в том или ином районе, а также специфику тенденций распространения наркотиков.

Следует согласиться со специалистами, что при организации профилактики и борьбы с наркоманией требуется учитывать следующие факторы: комплексный подход, обязательный социальный мониторинг (повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации: распространенность наркотиков и иных психотропных веществ, частота случаев злоупотребления и состояния зависимости, вредных последствий злоупотребления наркотических средств или психотропных веществ, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации) Основы профилактики наркомании у несовершеннолетних. — СПб.: Образование-культура, 2003. при составлении программ и социальная ответственность перед населением за проводимую работу См.: Потемкина Т. Только вместе // Нарконет. Россия без наркотиков. 2002. № 1-2 (14). С. 88..

С созданием Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков стало возможным наладить более эффективное межведомственное взаимодействие в сфере организации профилактики распространения наркотических средств и психотропных веществ, обеспечить успешное взаимодействие и координацию всех государственных органов, учреждений и организаций, принимающих участие в противодействии наркомании и наркотизму. Безусловно, что в одночасье все сложные наркопроблемы разрешить невозможно. Для этого понадобится и воля властей всех уровней, и объединение финансовых и людских ресурсов, и определенное время, и реальная оценка наркоситуации на территории всей России и в отдельных ее регионах.

В числе других не менее важных факторов, влияющих на эффективность профилактики наркомании и наркотизма, по мнению криминологов, находятся следующие: создание единой автоматизированной информационной системы для обмена сведениями; проведение совместных заградительных мероприятий общероссийского и регионального масштаба; улучшение координации и обмена информации в вопросах взаимодействия с правоохранительными органами дальнего и ближнего зарубежья, участвующими в борьбе с преступлениями, связанными с наркотиками, проведение подготовки и переподготовки кадров, специализирующихся на борьбе с незаконным оборотом наркотиков (МВД, ФСБ, ГТК) и т.д. См. подр.: Боголюбова Т.А. Привлечение к ответственности участников организованных преступных формирований по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков // Преступность в России и проблемы борьбы с ней / Под ред. А.И. Долговой. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. С. 166-167.

В заключение необходимо отметить, что при определении наиболее приоритетных направлений в организации профилактики наркомании и наркотизма очень важно разработать криминологический прогноз развития наркоситуации в целом в стране и применительно к конкретным регионам.

Но уже сегодня очевидно, что если не оказывать серьезного противодействия распространению наркотиков, прогноз развития наркоситуации в России на ближайшее будущее будет не очень утешительным.

Ученые предсказывают возможное увеличение количества наркоманов в самое недалекое время в два, а то и в три раза; переход значительного числа потреби-телей на более опасные синтетические наркотики.

Если предвидение окажется правильным, то уже сегодня необходимо предусмотреть решение многочисленных проблем, которые возникнут перед пра-вительством и народом в самом недалеком будущем. Это в первую очередь коснется изменения в худшую сторону демографической характеристики населе-ния.

Надо будет исключить из всех слоев трудоспособного населения хронически больных наркоманов. Необходимо предусмотреть значительные финансовые затраты на лечение, содержание и обслуживание данной категории населения, также рожденных ими неполноценных детей.

Изменятся показатели характеристики преступности, особенно той, которая связана с наркотиками. Стабильный рост преступности последнее десятилетие не оставляет никаких надежд на изменение ситуации в лучшую сторону. Отсюда с неизбежностью многократно увеличатся расходы на содержание всей правоохранительной системы. Возрастет необходимость привлечения новых кадров — специалистов в области борьбы с преступностью, наркоманией и наркотизмом.

Источник: https://studbooks.net/1056746/pravo/profilaktika_prestupleniy_sfere

Ответственность за торговля наркотиками

ВВЕДЕНИЕ

Социальная история наркомании уходит в глубокую древность. Практически люди всегда использовали те или иные средства фармакологического воздействия для изменения своего настроения, мобилизации сил и просто для забвения. Для современного развития наркомании важную роль играет свойство наркотиков временно вызывать эйфорию.

В настоящее время масштабы наркотической угрозы оцениваются более объективно, реально. Решительно пересматриваются формы и методы борьбы с наркоманией и другими социальными аномалиями. Поэтому в современных условиях борьба с наркоманией становится важнейшим направлением деятельности органов внутренних дел.

Деятельность эта многогранна и вносит вклад в оздоровление социально-демографических, идеологических, социально-психологических, экономических условий жизни общества. Наркомания негативно влияет на здоровье населения, приводит не только к нравственной, но и к физической деградации носителей этих привычек.

Она оказывает отрицательное влияние на деторождение, генофонд и потомство, на формирование личности новых поколений. Очевидна взаимосвязь наркомании и с мотивацией других преступлений и административно-правовых нарушений.

И дело не только и не столько в том, что ряд форм реализации наркотических привычек рассматривается законом как уголовно или административно наказуемые деяния, но и в том, что состояние наркотического опьянения придает силу, формирует готовность к совершению корыстных, корыстно-насильственных пре-

ступлений, нарушениям общественного порядка и правил безопасности движения.

Данные проблемы осложняются тем, что наркомания приобретает организованный характер, консолидируется с преступными группами, специализирующимися в различных направлениях, в результате чего по регионам создается организованная и коррумпированная преступность.

В таких условиях требуется совершенствование уголовно-правовых норм, направленных против незаконного оборота наркотиков, наркобизнеса и т.д.

Кроме того, в следственной и судебной практике нередко возникают определенные трудности и ошибки в квалификации преступлений, связанных с наркоманией, исходя из социальной ситуации в обществе. Концепция всесторонних преобразований в нашем обществе, перехода его на качественно новый уровень развития органически связанных с явлениями и поступками, несовместимыми с его принципами и тормозящими движение вперед.

Для выработки концепции борьбы с наркоманией необходима также оптимизация уголовно-правовых норм и их применение с учетом возможностей правоохранительных органов. Основная задача при этом — обеспечение законности действий и решений, не подрывающих их подлинной активности и целесообразности, но служащей ориентиром и базой.

ГЛАВА 1

социально-правовая ХАРАКТЕРИСТИКА ЯВЛЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННАЯ С НАРКОБИЗНЕСОМ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

1.1. Краткая характеристика явления организованной преступности, связанной с наркобизнесом.

В 30-40 гг. в зарубежных государствах приобрели организованный характер преступления, связанные с наркоманией. Возникли различные синдикаты, организованные группы, специализирующиеся на наркобизнесе.

Борьба с организованной преступностью в США впервые стала предметом обсуждения на высоком уровне в 1929 году. В Италии организация борьбы с мафиозной преступностью в общенациональном масштабе носит название «Антимафия». Аналогичные органы созданы в Германии, Англии, Швеции, Франции, Японии, Нидерландах и других странах мира.

Спецслужбы по борьбе с наркоманией в бывшем СССР образованы в середине 70-х гг. Позднее, в соответствии с постановлением II съезда народных депутатов СССР (1989 г.

) «Об усилении борьбы с организованной преступностью», были организованы управления (отделы) в МВД, УВД страны по борьбе с организованной преступность и наше государство вступило в Интерпол.

Все это свидетельствует о серьезном положении в стране с организованной преступностью и, в

частности, с незаконным оборотом наркотических средств, совершаемыми организованными преступными группами в России'.

Наркомания — тяжелое заболевание, имеющее тенденцию к быстрому распространению (по мнению некоторых исследователей, каждый из употребляющих наркотические вещества, склоняет к этому еще четырех человек)2.

Она ведет к нравственной и социальной дегра-дации личности, толкает потерявших себя и потерянных для общества людей на преступления, для совершения которых наркоманы, как правило, группируются.

Наркомания — тугой узел медицинских, социальных, правовых, криминологических и криминалистических проблем, нерешенность которых может нанести (и уже наносит) трудноизме-римый ущерб здоровью людей, экономике и правопорядку.

С 1986 г. страны Западной Европы продолжали занимать одно из первых мест по употреблению наркотиков. Значительные партии героина контрабандно доставляются в Европу из ряда стран Среднего Востока.

Большие партии героина доставляются из Таиланда, Ливана, Сирии, Турции и других стран, а в Россию и некоторые государства СНГ — из Афганистана. Главными поставщиками кокаина являются Боливия, Колумбия, Аргентина, Перу, Бразилия и др.

Например, для нелегального ввоза гашиша в Германию используют следующий маршрут: из Марокко в Испанию на автомашинах, которые переправляются на пароме или на пароходе, из Испании через Францию в Герма-

Под оборотом наркотических средств имеется ввиду незаконное приобретение, перевозка, сбыт наркотиков; незаконное изготовление наркотиков на промышленной основе; хищение наркотических средств и их реализация в виде промысла и т.д. 2 См. Боголюбова Т.А. Наркотизм: Основы гротнои криминологической теории:

автореф. д. ю. н., М., 1991, с. 23.

нию. В 1986 г. на этом маршруте было зарегистрировано 464 попытки контрабандного провоза наркотиков, общее количество конфискованного гашиша составило 626 кг.

Расширяются масштабы наркомании и в нашей стране. Практически не осталось ни одного региона России и других государств СНГ, где бы не выявлялись наркоманы и не совершались преступления, связанные с наркотиками.

В 1990 г. на территории бывшего СССР уничтожено 9,9 тыс. га незаконных и дикорастущих посевов конопли и опийного мака. Предупреждено поступление в оборот свыше 600 тонн наркотиков и сырья для их изготовления на сумму по ценам «черного рынка» свыше 1 млрд. руб.'

Рост преступлений в дальнем и ближнем зарубежье, связанных с наркотизмом, особенно совершаемых группами организованной преступности (наркобизнеса), имеет существенное влияние на распространение наркомании в России.

Опасность организованной преступности усилилась повсеместно. На сегодняшний день преступные сообщества действуют практически во всех республиках, краях и областях России.

В одних регионах страны процесс организации и сплачивания преступного мира находится в зачаточном состоянии, на стадии становления, в других, он приобрел вполне законные формы, обладающие большой степенью общественной опасности. В 1995 г.

ликвидировано 952 организованные преступные группы, которыми совершено 5,1 тыс. опасных преступлений, причинивших материальных ущерб в размере 27,5 млн. руб. Около трети разоблаченных групп имели налаженные межрегио-

' Астаков Ю.В. МВД РСФСР сообщает // Экономика и жизнь. 1990 г.: № 49, с. 17.

Читайте также:  Феназепам и трамадол – взаимодействие и последствия совместного применения

нальные, в том числе межреспубликанские связи, многие установили контакты с зарубежными криминальными партнерами.

Однако эти данные не отражают истинные масштабы распространения организованной преступности. Достоверная оперативная информация свидетельствует о консолидации и расширении преступных группировок.

Продолжается сращивание группировок, действовавших в основном в сфере «теневой экономики», с преступными структурами традиционно уголовной направленности, тон в которых задают более 14 тысяч авторитетов преступного мира и около 200 так называемых «воров в законе».

Именно они формируют криминальную идеологию в среде членов преступных сообществ.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует более трех тысяч преступных формирований различной степени организованности. Половина из них межрегионального характера, каждая десятая имеет выход за рубеж.

В ряде мест они, пользуясь безнаказанностью, подчас и попустительством правоохранительных органов, действуют все более нагло и вызывающе, превращают в свои вотчины обширные территории.

Ими контролируются такие виды противоправной деятельности как проституция, азартные игры, нелегальная торговля оружием, спекуляция, вымогательство и др.

Нередко ядро будущих организованных групп зарождается в местах лишения свободы, где производятся вербовки новых членов, подбор исполнителей для готовящихся преступных акций. В настоящее время в местах лишения свободы сформировалось 3 тысячи группировок такой направленности.

Рост становления организованной преступности достиг такого качественного и количественного уровня, при котором группировки вынуждены отстаивать свои интересы перед конкурентами.

Ожесточенная борьба между преступными кланами вплоть до вооруженных столкновений и физического уничтожения соперников, приводит к появлению мощных криминальных синдикатов.

Упрощенно — примитивные преступления типа рэкета в их деятельности уступают место крупномасштабным преступным акциям, глубокому проникновению через коррумпированные связи в экономику, попыткам оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере.

Миллиардные доходы криминальным структурам приносит наркобизнес.

Почти две трети покупателей наркотиков приобретают их через хорошо налаженные каналы на преступных биржах «черного рынка», где все чаще проявляются новые синтезированные наркотики, изготовленные по современных технологиям специалистами-химиками. В Москве была разоблачена устойчивая преступная группа из числа сотрудников опытного завода Московского химико-технологическ

Источник: https://www.studsell.com/view/108683/

Распространение и хранение наркотиков: ответственность по статье 281.1 УК РФ. Какой дают срок за пособничество и сбыт?

Распространение наркотических средств является одним из наиболее тяжких преступлений против личности и здоровья человека. Именно поэтому данное преступление карается во всех странах максимально сурово.

Распространение наркотиков: характеристика преступления

Распространение наркотиков является уголовно наказуемым преступлением. Стоит отметить, что такой термин, как «распространение» в правовых нормах отсутствует, вместо него используется термин «сбыт» и пересылка. Именно такая терминология применяется в 228.1 ст. Уголовного кодекса.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Отдельным аспектам распространения наркотиков посвящена  ст. 228.2 Уголовного кодекса. Она содержит описание наказания за нарушение действующих правил продажи и отпуска наркотических средств. Субъект такого преступления может быть только специальный. Это провизор аптеки, фармацевт, врач, сотрудник специализированной лаборатории.

Общественная опасность распространения наркотиков состоит в том, что их безнаказанная продажа крайне негативно влияет на здоровье граждан, социально-психологическую атмосферу, правопорядок, экономику и другие сферы общественной жизни.

Предметом данного преступления являются:

  • наркотические средства естественного и синтетического происхождения;
  • психотропные вещества;
  • их аналоги;
  • растения, содержащие наркотические/психотропные вещества или их части.

Перечень наркотических веществ, подлежащих контролю, содержится в Постановлении Правительства от 1998 года №681, Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., ст. 12 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ.

Незаконный сбыт наркотиков – это любые способы по возмездной или безвозмездной передаче наркотических средств иным лицам. Под ним подразумевается продажа, дарение, передача взаймы, обмен, уплата долга и альтернативные способы реализации (например, введение инъекции).

Под сбытом не могут пониматься следующие действия:

  • избавление от наркотических веществ через оставление их в определенном месте или выбрасывание в мусорку;
  • введение инъекций другому лицу, если наркотики принадлежат ему;
  • приобретение наркотиков посредником в количестве, которое соразмерно индивидуальному потреблению на денежные средства потребителя и по его просьбе (в данном случае речь идет не о сбыте, а о помощи);
  • приобретение наркотических средств для оказания помощи животному.

На наличие состава преступления косвенно могут указывать: значительный объем наркотических средств, предварительная договоренность с потребителем, промышленный способ производства, специфическая тара и пр. Для заведения уголовного дела и привлечения преступников к ответственности не имеет значение, где именно планировалась продажа наркотиков: на территории страны или за ее пределами.

Сбыт наркотических средств считается оконченным с момента их перехода во владение другого лица. При этом форма передачи запрещенных веществ может быть любая и не влияет на квалификацию преступления (например, тайники, переброска через ограждение колонии, использование животных, третьих лиц и пр.).

Под незаконной пересылкой наркотиков понимается их перемещение адресату без непосредственного участия в перемещении отправителя. Например, путем почтового отправления, с помощью посылки, с использованием воздушного и иного вида транспорта.  Ответственность за пересылку наступает с момента отправки письма, багажа или посылки с содержащимися в них наркотиками.

Состав преступления формальный, преступление считается оконченным с момента совершения любого из рассмотренных действий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, т. е. преступник прекрасно осознает общественную опасность совершаемых деяний.

Ответственность за распространение наркотиков

За распространение наркотических средств в России предусмотрена уголовная ответственность. Отдельной статьи, которая предусматривает меры наказания за распространение наркотических средств, не существует. Согласно ст. 228.1 предусмотрено наказание за производство, сбыт и пересылку наркотических средств; растений, их содержащих; психотропных веществ и их аналогов.

Согласно ч. 1 ст. 228.1 сбыт наркотиков грозит лишением свободы на 4-8 лет с ограничением свободы до года или без него.

Квалифицирующим признаком преступления является распространение наркотических средств:

  • в следственном изоляторе;
  • в административном здании;
  • в исправительном учреждении;
  • на объектах водного, воздушного, морского транспорта;
  • в метрополитене;
  • в воинской части;
  • в образовательном учреждении;
  • в помещениях для развлечения и досуга;
  • с использованием СМИ или Интернета.

Деяние, совершенное в перечисленных местах, согласно ч. 2 ст. 281.1 УК РФ, грозит преступнику лишением свободы на срок 5-12 лет со штрафом до 500 тыс. р. (в размере зарплаты/иного дохода за период до 3 лет) с ограничением свободы до года или без него.

Другой квалифицирующий признак – совершение деяний группой лиц по предварительному сговору или в значительном размере. Согласно ч. 3 ст. 281.1 УК РФ наказание за подобное деяние предусматривает лишение свободы на 8-15 лет со штрафом до 500 тыс. р. (в размере зарплаты/иного дохода за период до 3 лет) с ограничением свободы до 2 лет или без него.

По ч. 4 ст. 281.

1 будут судить тех правонарушителей, которые распространяли наркотики в составе организованной группы, с использованием своего служебного положения или в адрес несовершеннолетних, либо если речь шла о сбыте наркотических средств в крупном размере. Такое преступление уже предусматривает более жесткие меры пресечения в виде лишения свободы на срок 10-20 лет со штрафом до 1 млн. р. (в размере зарплаты/иного дохода за период до 5 лет).

Для того чтобы привлечь должностное лицо по указанной статье, требуется установить, что его служебное положение позволяет ему распространять наркотики. Это могут быть медсестры, врачи, фармацевты, работники предприятий и пр.

Если аналогичные деяния были совершены в особо крупном размере (в данном случае это будет являться особым квалифицирующим признаком), то они наказываются согласно ч. 5 ст. 281.

1 лишением свободы на срок 15-20 лет со штрафом до 1 млн. р.

(в размере зарплаты/иного дохода за период до 5 лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет или без такового или же пожизненным лишением свободы.

Преступления по ч. 1 ст. 281.1 относятся к группе тяжких, ч. 2-5 – особо тяжких.

Для того чтобы действия преступника были квалифицированы по ч. 1 ст. 228.1, не имеет принципиального значения размер полученного наркотического средства или психотропного вещества.  Специфика российской правовой системы состоит в том, что в России, в отличие от многих государств, нет понятия «минимального количества наркотика», распространение которого не наказывается.

При этом есть понятие крупного и особо крупного размера, за сбыт которого наказание в разы возрастает. Так, крупным объемом высушенной конопли («травки») является величина в 100 г, особо крупным – 100 кг; дезоморфина («крокодила») – 0,25 и 10 г соответственно; героина – 2,5 г и 1 кг.

Субъектом уголовного преследования может стать вменяемое лицо в возрасте от 16 лет. Тогда как по п. 4 ст. 281.1 субъектом является только гражданин в возрасте от 18 лет, который совершает преступление в адрес несовершеннолетнего.

Если указанные в диспозиции к ст. 228.

1 УК действия по распространению наркотиков не были доведены до конца по независящим от преступника обстоятельствам, то они могут быть квалифицированы как покушение на сбыт с учетом действующей ч. 3 ст.

30 УК РФ. Аналогичным образом квалифицируются действия преступника, если в качестве покупателей в ходе контрольной закупки выступали оперативники.

Действия посредников в распространении наркотиков квалифицируются как соучастие. При этом не имеет значения, в интересах продавца (сбытчика) или покупателя действовал посредник.

Если посреднику известно о том, что наркотические средства будут использоваться покупателем для совершения преступления (например, для склонения к употреблению наркотических средств несовершеннолетним), то он уже может выступать не как соучастник, а как пособник и понести более суровое наказание.

При определении наказания для посредников в распространении наркотиков суд должен сделать ссылку на ст. 33 УК РФ.

При этом мера ответственности выбирается в соответствии со статьей за совершенное преступление.

Судебная практика показывает, что наказания для посредника и сбытчика наркотических средств не сильно отличаются между собой, т. е. посредник воспринимается как соисполнитель преступления.

Если лицо под видом наркотиков сбывает иные вещества, не содержащие наркотические/психотропные компоненты, чем вводит в заблуждение покупателей, то его действия могут квалифицироваться как мошенничество, а не как распространение наркотиков.

Таким образом, УК РФ содержит наказание за распространение наркотиков, а именно за их сбыт и  пересылку.

Данное преступление принадлежит к группе тяжких и особо тяжких в зависимости от объема наркотиков и прочих квалифицирующих признаков.

Под квалифицирующими признаками распространения наркотиков понимаются место совершения преступления, использование преступником своего служебного положения, а также сбыт и пересылка наркотических средств в пользу несовершеннолетнего.

Особо квалифицирующим признаком является сбыт наркотиков в особо крупном размере. Ответственность за распространение наркотиков наступает согласно ст. 281.1 УК РФ. Не отягченный состав преступления грозит лицу лишением свободы на 4-8 лет. Тогда как максимальная мера наказания по данной статье предусматривает пожизненное лишение свободы (при особо крупных размерах преступного деяния).

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/narkoprestupleniya/rasprostranenie-narkotikov.html

Ссылка на основную публикацию