Признаки детей алкоголиков – соматические и психические изменения

Признаки детей алкоголиков – соматические и психические изменения

Способ мышления алкоголика

Несистематичное употребление алкоголя не является алкоголизмом. Алкогольную зависимость диагностируют, отмечая наличие ряда признаков:

  1. Раздражительность, переходящая в агрессию при невозможности удовлетворить потребность в алкоголе.
  2. Повышение настроения после употребления алкогольных напитков.
  3. Постоянный поиск возможности выпить.
  4. Снижение уровня социальной ответственности, безразличие к семейным, рабочим обязанностям.
  5. Формирование устойчивой связи между распитием алкоголя и позитивным восприятием.

Мышление алкоголика имеет четкую направленность на удовлетворение зависимости. Он рассматривает алкоголизм как единственную возможность справиться со стрессом, раскрепоститься, сгладить неприятные переживания. Действие алкоголя воспринимается положительно: снижение самоконтроля снимает эмоциональное напряжение.

Следующее за злоупотреблением раздражение, изменение поведения, проблемы со здоровьем воспринимаются как побочный эффект. Чтобы снизить его, алкоголик увеличивает дозу, продолжительность, частоту распития спиртных напитков.

Алогичное отношение к алкоголю объясняется влиянием патологической привычки. Человек бессознательно ассоциирует алкоголь с положительными изменениями, воспринимает как вспомогательное средство, игнорируя разрушительное влияние на физическое и психическое здоровье.

Влияние алкоголя на психику

Признаки детей алкоголиков – соматические и психические изменения

  • головокружения;
  • тошноты;
  • постоянных головных болей;
  • тремора конечностей;
  • ухудшению зрения;
  • нарушению памяти.

В тяжелых случаях, спустя некоторое время после начала развития алкоголизма у человека, наблюдаются зрительные и слуховые галлюцинации. Появляется апатия, невроз, параноидальное расстройство.

Алкоголизм становится проблемой для членов семьи, влияя на их психическое здоровье. Женщины, чьи мужья страдают регулярными запоями, проявляют те же симптомы, которые характерны для людей, переживших посттравматический синдром.

Близкие отношения с алкоголиком подавляют, вынуждают постоянно находиться в ситуации реальной опасности. Даже после расставания с алкоголиком, отказывающимся от лечения, женщины испытывают беспокойство, тревожность.

Они склонны к ипохондрии, самообвинению, замкнутости. Симптомы также передаются детям.

Типичные психологические признаки человека, склонного к алкоголизму

Наличие психологических признаков зависимости от спиртного у пациентов наркологов характеризуется однотипностью. На основании полученных данных можно составить психологический потрет человека, склонного к алкоголизму.

К типичным признакам относятся:

  1. Наличие психических заболеваний. Патологии психики искажают восприятие, часто снижают уровень самосохранения. Наличие психопатологий, влияющих на эмоциональные реакции, изменяет отношение к алкоголю и наркотикам, делая их одним из возможных способов замещения нормальных эмоциональных ответов.
  2. Наследственная склонность. Наличие родственников, склонных к запоям, повышает риск развития пристрастия к алкоголю. Различного рода зависимости передаются детям, внукам и могут проявиться даже через 3–4 поколения. Зависимость одного родителя повышает риск передачи склонности к алкоголизму на 25%, зависимость у двоих повышает шансы на 50%.
  3. Признаки детей алкоголиков – соматические и психические измененияЗависимое поведение. Черты характера также влияют на склонность к появлению зависимостей. Ведомые, подчиняющиеся авторитетам, люди компенсируют нерешительность употреблением спиртных напитков, помогающих раскрепоститься. У такого человека зависимость не только от алкоголя, но и от мнения окружающих, они легко поддаются на манипуляции.
  4. Стрессовая ситуация. Переживание сложной жизненной ситуации провоцирует постоянную повышенную выработку гормонов стресса, подавляющих реакции человека. Испытывая эмоциональное напряжение, он стремится заглушить чувство беспомощности, страха и апатии.
  5. Влияние среды. Нахождение в среде, одобряющей и поддерживающей обильное употребление спиртного, оказывает воздействие с раннего возраста. Ребенок, растущий в неблагополучной семье, имеет больше шансов получить алкогольную зависимость, даже если у родителей ее нет.

Для людей, склонных к развитию зависимости, избавиться от алкоголизма значительно сложнее. Поэтому людям, имеющим признаки потенциального алкоголика, стоит проявлять повышенное внимание к своему здоровью, не злоупотреблять спиртными напитками, повышать уровень психической устойчивости.

Мировоззрение алкоголика

Основная проблема алкоголика — отрицание заболевания. Неспособность признать зависимость мешает начать лечение, позволяя болезни прогрессировать. Мировоззрение больного человека деформируется, алкоголь становится главной потребностью.

Алкоголику становится безразлична собственная жизнь. Спиртные напитки заменяют мужчине:

  1. Отношения с женщинами. Романтические и сексуальные отношения зависимому человеку недоступны.
  2. Общение с друзьями. Для здорового человека общение — базовая потребность. Алкоголик теряет потребность в социализации, способность общаться, получать удовольствие от совместного времяпровождения.
  3. Хобби и увлечения. Отсутствие интересов может стать катализатором развития вредной привычки, а зависимость отбирает способность выбирать новые способы проведения досуга.
  4. Карьерные амбиции. Мужской взгляд на мир поощряет карьерные стремления, появление зависимости снижает амбициозность.
  5. Эмоциональное насыщение. Наличие новых впечатлений необходимо для психического здоровья. Невозможность удовлетворить потребность может заменяться зависимостью, частично восполняя эмоциональный ресурс.

Для человека возможно возвращение полноценной жизни, пока алкоголизм находится в начальной стадии. Переход заболевания в хроническую форму требует длительного лечения.

Хронический алкоголизм

Признаки детей алкоголиков – соматические и психические изменения

Для мужчины, страдающего хроническим алкоголизмом, характерна полная апатия. Он не в состоянии вести нормальный образ жизни. Пребывая в алкогольном забытье, человек забывает употреблять пищу, проводить гигиенические процедуры, подвергается опасностям. Он теряет связь с реальностью. Мужчина с хроническим алкоголизмом представляет опасность для окружающих. Находясь в запое, он игнорирует семейные связи, может атаковать членов семьи, случайных прохожих, людей, оказывающих ему помощь.

Признак перехода алкоголизма в хроническую стадию — повторение многодневных запоев. На этой стадии лечением заболевания должны заниматься наркологи, самостоятельно избавиться от зависимости мужчина неспособен.

Доверие к алкоголику

Большинство алкоголиков, отрицая зависимость, дают себе и близким невыполнимые обещания. Они верят, что могут контролировать потребность употреблять спиртное, но это самоубеждение иллюзорно. Осознание подчиненности зависимости вызывает раздражение, злость, агрессию. Мужчина старается обмануть себя, поверить в исключительную способность организма подчинится воле.

Самообман может длиться месяцами и даже годами. Доверять обещаниям людей, страдающих зависимостью, опасно. Если человек игнорирует лечение, ограничиваясь планами, у него нет настоящего намерения обратиться за помощью. Длительное промедление способствует деградации личности, переходу заболевания в необратимую стадию. В этой ситуации врачебная помощь может быть оказана против воли больного.

Психологическая помощь в борьбе с зависимостью

Признаки детей алкоголиков – соматические и психические изменения

  1. Методики, повышающие уровень личной ответственности. Психологическая зависимость — способ избегания необходимости принимать решения. Человек закрывается в зависимости, отгораживаясь от жизненных вызов. Алкоголизм становится для мужчины способом справляться с социальными требованиями, компенсировать неудачи, перенести ответственность на других людей. Принятие ответственности помогает полностью осознать негативное влияние алкоголя, сознательно противостоять болезни.
  2. Методики, направленные на саморазвитие. Высокоорганизованная личность менее подвержена потребности замещения— восполнения недостатка ощущений заменителями в виде вредных привычек, азартных игр, опасных видов спорта. Развитие интеллектуальных, физических, психических способностей повышает уровень сознательности, помогает выработать нацеленность на будущее, способность создавать жизненный план.
  3. Методики, помогающие выработать психологическую устойчивость. Алкоголизм — форма наркомании. Более 50% больных, пройдя терапию, возвращаются к зависимости. Психологическая устойчивость дает возможность сознательно игнорировать влияние рекламы, пропагандирующей спиртные напитки.

Также параллельно психотерапевт проводит работу с семьей алкоголика. Она направлена на преодоление эмоциональных барьеров, формирование устойчивой привязанности, выработке чувства команды, компенсацию психологического давления со стороны больного.

Способы воздействия

На ранней стадии заболевания мужчина может самостоятельно избавиться от зависимости, используя комбинацию психологических методов воздействия:

  1. Влияние авторитета. Оказать воздействие на мужчину с зависимость может человек, чье мнение является для него авторитетным. Стремление оправдать доверие побуждает его больше, чем самостоятельно принятое решение. Авторитетной личностью может быть родственник старшего возраста, друг, врач.
  2. Изменение обстановки. Распитие спиртных напитков часто происходит не в одиночестве, а в кругу других людей, подверженных зависимости. Наличие собутыльников вынуждает мужчину выпивать большую дозу алкоголя. Окружение людьми, понимающими и разделяющими зависимость, поддерживают иллюзию нормальности ситуации.
  3. Самовнушение. Человеку с сильной волей избавиться от зависимости проще — достаточно запретить себе употребление алкоголя. Людям, имеющим склонность к зависимости, необходимо повышать устойчивость психики. Для этого подходят речевые, зрительные, слуховые образы, формирующие правильное отношение к алкоголю, отторжение зависимости, повышение жизненного тонуса.
  4. Работа с медитативными практиками. Медитации снимают психологическое напряжение, которое часто становится причиной злоупотребления спиртным. Духовный рост повышает способность мужчины игнорировать внешние соблазны, выработать устойчивое мировоззрение.
  5. Система поощрений. Возможность получить награду мотивирует человека выполнять неприятные, сложные действия. Отказ от алкоголя должен вызывать ассоциацию с поощрением, получением личной выгоды.

Работа с психологическими практиками может быть индивидуальной или групповой. Нахождение в круге людей, страдающих похожей проблемой, помогает мужчине признать заболевание, эффективнее использовать методы терапии. Разобраться в причинах алкогольной зависимости поможет видео, в котором специалист психолог отвечает на множество волнующих вопросов:

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/muzhskaya/alkogolik.html

Психические отклонения у детей алкоголиков

Большинство детей, рожденных от больных алкоголизмом родителей, не имеют клинически выраженной психической и иной патологии и отклонений в развитии, в том числе психосоциальном.

Тем не менее, общепризнанным является факт, что рожденные в семьях больных дети составляют группу высокого риска по формированию психических, неврологических и соматических нарушений. В связи с этим к ним применимо обозначение «группа множественного риска».

В это понятие включают, прежде всего, различные психические и поведенческие нарушения, которые у таких детей встречаются чаще, чем в соответствующих контрольных группах.

Диапазон психических нарушений в рассматриваемой группе, если они развиваются, очень широк — от незначительных отклонений в поведении и изменений в психологической реактивности до признаков органического поражения мозга и умственной отсталости.

У детей от больных алкоголизмом родителей более часто встречаются тревога и депрессия, синдром гиперактивности (дефицит внимания), трудности в учебе, когнитивные нарушения и эпилептиформные расстройства. У мальчиков чаще наблюдаются поведенческие проблемы, у девочек — эмоциональные.

Определенные половые различия выявляются и в частоте развития алкоголизма в потомстве больных: доля пораженных этим заболеванием сыновей 17-86,7 %, а дочерей — 2-25 %.

У взрослых детей больных алкоголизмом родителей в порядке убывающей частоты встречаются алкоголизм, психопатии, аффективные расстройства (чаще депрессии).

Умственная отсталость характеризует, прежде всего, потомство больных алкоголизмом матерей, отражая результат внутриутробного действия алкоголя на плод (алкогольный синдром плода).

Другие формы психической патологии встречаются достаточно часто и у детей больных алкоголизмом отцов; особенно часто у взрослых сыновей развивается алкоголизм — в 66,6 %.

Есть данные и за генетическую предрасположенность к алкоголизму, и за его обусловленность средой. При этом очень трудно отличить наследственное, то есть заданное генами, от того, что лучше называть врожденным, что сформировалось во время внутриутробного развития.

Если мама пьет и будущий ребенок развивается в такой биохимической среде, которой природа не предполагала для человеческого детеныша, то нормально развиться он не может — он будет обязательно обладать какими-то отклонениями. У детей алкоголиков пристрастие к алкоголю — не единственная проблема.

У них выявляются самые различные патологии — и умственные, и физические.

Если подойти формально к интерпретации некоторых данных, то можно признать генетическую обусловленность алкоголизма. Например, используя метод приемных детей, мы видим, что дети биологических родителей-алкоголиков несколько чаще становятся алкоголиками, чем дети родителей-неалкоголиков, хотя воспитывались они совсем в другой семье.

Да, алкоголизм, хоть и не полностью, но определяется наследственными факторами, но он определяется не только генетическими факторами. Повлиять на людей может всё, что угодно: среда, друзья, трудности и многое другое. Но не стоит забывать самого важного: наше здоровье и здоровье наших детей целиком в наших руках.

Читайте также:  Ломка от лирики – симптомы и методы лечения

Источник: https://studbooks.net/1561472/meditsina/psihicheskie_otkloneniya_detey_alkogolikov

Дети алкоголиков внешние признаки

Здоровье и склонности ребенка в значительной степени зависят от образа жизни его родителей, их состояния во время зачатия и при беременности.

Если взрослые склонны злоупотреблять алкоголем, подобная зависимость способна негативно сказаться на дальнейшей судьбе новорожденного.

Дети алкоголиков нередко лишены возможности вести полноценную жизнь, получать простые радости, не являющиеся проблемой для благополучных ровесников.

Каким может родиться ребенок у алкоголиков     

Когда один взрослый или оба родителя страдают пристрастием к спиртным напиткам, их будущий ребенок получает немалый «шанс» появиться на свет с различными отклонениями.

Нездоровая атмосфера в семье способствует формированию раннего интереса к алкоголю, порождает желание познать его дурманящее действие.

Дети пьющих родителей чаще всего слабовольны, подвержены негативному влиянию окружающих, рано начинают вести аморальный образ жизни.

Если у беременной женщины сформировался хронический алкоголизм, новорожденный часто имеет серьезные нарушения со стороны ЦНС (эпилепсию, судорожные припадки).

Внешний вид детей, рожденных в пьющих семьях

Дети алкоголиков нередко имеют внешние признаки, отличающие их от сверстников. Такие ребята могут обладать:

  • уменьшенной головой, размер которой не соответствует возрастным нормам (эта патология связана с недоразвитием мозга);
  • плоским лицом;
  • укороченной шеей;
  • уплощенным затылком;
  • низкой переносицей;
  • широким, приплюснутым носом;
  • зауженными глазами с эпикантусом (выраженным верхним веком);
  • небольшой челюстью (верхней или нижней);
  • лишними складками в ушных раковинах;
  • укороченными пальцами ног или недоразвитыми стопами.

Нередко у потомков пьющих родителей обнаруживаются дефекты в области неба. «Заячья губа» у детей алкоголиков – врожденная аномалия, при которой не срастаются ткани верхней челюсти и носовой полости.

Другим дефектов внешности становится «волчья пасть». При этом нарушении имеется расщепление тканей твердого и мягкого нёба, приводящее к сообщению между полостью носа и рта.

 Иногда у ребенка из пьющей семьи обнаруживаются патологии зрительного, слухового аппарата, пороки сердца. Такие малыши могут обладать пупочной грыжей, недоразвитыми частями тела, аномалиями в строении половых органов.

Подросшие дети алкоголиков часто выглядят неухоженными и неаккуратными. Нередко у них отсутствует стремление к чистоплотности.

Нарушения со стороны ЦНС

Последствия алкоголизма взрослых часто отражаются на состоянии центральной нервной системы ребенка. Прежде всего негативному влиянию спиртного подвергается мозг.

Дети пьющих родителей отличаются следующими нарушениями:

  1. Отставанием в психическом развитии.
  2. Проблемами с формированием речи.
  3. Ночным недержанием мочи (энурезом).
  4. Аутизмом.
  5. Наличием заикания, нервного тика.

У малышей, рожденных пьющей матерью, нередко выявляют эпилепсию, гидроцефалию, кисты в головном мозге. Эти ребята больше остальных подвержены синдрому гиперактивности.

С наступлением детсадовской и школьной поры педагоги часто выделяют такие признаки детей из пьющих семей как упрямство, неуправляемость, склонность к конфликтам, неадекватность реакций. Проявляясь уже в ранние годы, они приобретают большую выраженность в старшем возрасте.

Отличительными особенностями психики дети алкоголиков становятся:

  • неуверенность в себе, низкая самооценка;
  • отсутствие собственного мнения.
  • скрытность, враждебное отношение к окружающим.

Большая часть детей из алкогольных семей отличаются тяжелым поведением, демонстрируют отставание в плане умственного и физического развития. Такие ребята в основном не успевают в школе, отличаются неспособностью усваивать дошкольную и школьную программу.

Нередко дети из пьющих семей проявляют склонность к бродяжничеству, побегам из дома. Часто они начинают рано курить, употреблять спиртное, попадают в неблагополучные компании.

Синдром ВДА

В отношении потомков пьющих людей современные наркологи употребляют термин ВДА. Данная аббревиатура расшифровуется как «взрослые дети алкоголиков». Синдром ВДА обнаруживается у людей, вышедших из пьющих семей, неспособных вести самостоятельную взрослую жизнь.

На психологическом уровне лица с синдромом ВДА остаются детьми. Такие личности обладают следующими характеристиками:

  • заниженной самооценкой;
  • отсутствием самоуважения;
  • замкнутостью;
  • неоправданным чувством вины;
  • неспособностью выражать свои мысли, эмоции;
  • стремлением подстраиваться под мнение других людей;
  • сильным страхом одиночества;
  • неумением подбирать подходящего во всех отношениях партнера.

Особенностями «взрослых детей алкоголиков» являются стремление всегда обходиться собственными силами, неумение попросить окружающих о помощи.  Жизнь человека, страдающего данным синдромом, всегда сложна, проходит с частыми проблемными ситуациями.

Отпечаток, наложенный происхождением из алкогольной семьи, остается на долгие годы. Отсутствие родительского понимания и заботы в детстве приводит к развитию многих комплексов, устранить которые удается только под руководством опытного психолога.

Чтобы улучшить качество жизни людей с синдромом ВДА, современная психология разработала методы индивидуальной и групповой психотерапии.

Как влияет спиртное на растущий организм

Если подросток, имеющий пьющих родителей, встал на путь алкоголизма, спиртное начинает влиять на его организм только негативным образом:

  1. Разрушает структуру головного мозга, замедляет мыслительную деятельность (развитие данного органа завершается к 18-20 годам, и употребление алкогольных напитков в более раннем возрасте нарушает его правильное формирование).
  2. Препятствует нормальной работе внутренних органов, ослабляет печень, сердечную мышцу, поджелудочную железу (алкоголь приводит к скапливанию в них токсинов и других губительных для развивающегося организма веществ).
  3. Отрицательным образом влияет на репродуктивную систему (последствиями ее разрушения становятся бесплодие или рождение в будущем нездорового потомства).
  4. Ослабляет иммунную защиту, способствует поражению разнообразными инфекциями.

Частые алкогольные интоксикации юношеского организма повышают вероятность «заработать» в дальнейшем тяжелые заболевания, значительно понижающие качество жизни. С регулярным употреблением спиртного связываются такие болезни как панкреатит, сахарный диабет, тахикардия, гипертензии.

Находясь в состоянии алкогольного опьянения, подростки нередко имеют беспорядочные половые отношения, практикуют незащищенный секс, последствиями чего становится распространение ИППП (инфекций, передающихся половым путем). Если у пьющей девочки наступает ранняя беременность, рожденный ребенок может быть мертвым или иметь какие-либо отклонения.

Выпивающие подростки часто выглядят старше своих ровесников, ведущих трезвый образ жизни. Связано это с преждевременным изнашиванием и старением организма, вызванным алкогольной интоксикацией.

Опасным последствием регулярных возлияний в подростковом возрасте становится деградация личности. У пьющего юноши или увлеченной алкоголем девушки искажаются нормальные взгляды на окружающую действительность, отсутствуют отвлеченные интересы, хобби, желание продолжать учебу и приобрести хорошую профессию.

Передается ли алкоголизм по наследству

Версия о наследственной природе алкоголизма широко распространена в обществе, однако подтверждений этой теории до сих пор не найдено.

Многочисленные научные исследования не смогли обнаружить механизм, формирующий зависимость от алкоголя на генном уровне. В связи с этим фактом алкоголизм не причисляют к числу нарушений, передающихся по наследству.

В пользу того, что алкоголизм не является наследственным нарушением, свидетельствуют судьбы знаменитых людей, воспитывавшихся в пьющих семьях (к таковым принадлежат Киану Ривз, Деми Мур).

Согласно общепринятой теории, алкоголизм имеет социальные корни. Вырастая в доме, где постоянно пьют, ребенок привыкает к царящей в семье нездоровой обстановке. Такие дети сохраняют память о родителях-алкоголиках, пьяных конфликтах, побоях всю свою жизнь.

Помощь детям из семей алкоголиков

Ребенок из семьи алкоголиков обладает повышенной потребностью в понимании, участии и поддержке окружающих.

Оказать помощью ребятам, чьи родители зависимы от спиртного, удается благодаря проведению занятий, индивидуальных бесед с детским психологом.

Во многих дошкольных, школьных учреждениях действуют специально разработанные программы, направленные на коррекцию поведения воспитанников, учащихся из неблагополучных семей.

Проводимая в сфере образования работа помогает:

  1. Научить ребенка справляться с негативными эмоциями, контролировать свои чувства.
  2. Помочь подопечному в поиске общего языка с ровесниками.
  3. Научить осознавать и исправлять свои ошибки.
  4. Культивировать понятие об ответственности за собственные поступки.
  5. Подготовить ребенка ко вступлению во взрослую, независимую жизнь.

Дети алкоголиков часто не популярны среди одногруппников или одноклассников, и даже подвергаются гонениям. Чтобы повысить самооценку ребят из пьющих семей, психологи рекомендуют указывать им на сильные стороны своей личности, учить проявлять инициативу, подавлять желание оставаться в стороне от жизни детского коллектива.

Источник: https://www.tvoiguru.ru/alkogolizm/deti-alkogolikov-vneshnie-priznaki/

Дети алкоголиков

По ним не всегда можно узнать, что в семье творится что-то неладное. Это могут быть вполне ухоженные, хорошо одетые детки, хорошо успевающие в школе, добрые и не очень, шаловливые и задумчивые.

Не всегда дети алкоголиков имеют какую-то выраженную физическую патологию или дефект развития — при должном уходе и воспитании (например, бабушкой) небольшие нарушения вполне компенсируются на обыденном уровне.

И все же, дети алкоголиков — это особая каста людей. Людей, которые выросли в деформированной семье, для которых эта форма девиантного поведения взрослых — не иллюстрация из учебника, а ежедневная или регулярная будничность.

Соматические и психические патологии у этих детей идут рука под руку. Симптомы, имеющиеся у детей алкоголиков, объединены единой формулировкой «фетальный алкогольный синдром».

Этот синдром подразумевает сочетание нескольких физических и психических отклонений, которые сформировались у ребенка в процессе внутриутробного развития под токсическим влиянием спиртного, употребляемого матерью или в результате «пьяного зачатия» — то есть, когда генетический материал мужских половых клеток поврежден этанолом.

Врач считают, что степень выраженности заболеваний и дефектов, которыми страдают дети алкоголиков, зависят от длительности алкогольного стажа родителей и глубины их алкогольной зависимости.

Внешность, особенности

Если ребенок страдает фетальным алкогольным синдромом, то у него — в большинстве случаев — имеются несколько внешних признаков данного синдрома. К ним традиционно относят:

  • дефекты мягкого и/или твердого неба и верхней губы («волчья пасть» и «заячья губа»);
  • сглаженность носогубной складки;
  • тонкая верхняя губа;
  • нарушение размеров челюстей (только верхней или только нижней или сочетанное, чаще встречается микрогнатия — уменьшенная верхняя челюсть);
  • уменьшение размеров глазной щели;
  • удлинение складки верхнего века (эпикантус или «монгольское веко»)»
  • широкий плоский нос.

Безусловно, рождение ребенка с вышеуказанными признаками вовсе не означает, что его мать страдает хроническим алкоголизмом: многие другие патологии, совершенно разные патогенетически, дают подобные изменения внешности.

Однако вкупе с другими данными анамнеза жизни матери (сведения о бытовом или пивном алкоголизме, легкое поведение, проживание в неблагополучной семье и другие) внешние признаки указывают на возможный фетальный алкогольный синдром.

У пьющих матерей велика вероятность рождения детей с разнообразными проявлениями дисэмбриогенеза, нарушений формирования частей тела и органов. Отсюда — рождение детей с недостающими или недоразвитыми конечностями, дефектами черепа, врожденной слепотой, глухотой.

Психология детей алкоголиков

Психологически дети алкоголиков — люди с нарушенным восприятием семьи, своей роли в ней и, как следствие, с нарушением восприятия и осознания себя в жизни и социуме.

Все детское поведение в пьющей семье направлено на то, чтобы защитить себя, свою несозревшую психику. И именно незрелость психики приводит к тому, что ребенок выбирает неверную тактику защиты (да и выбирать ему, по сути, не из чего, он просто попадает в безвыходную ситуацию, и вынужден принимать ее такой как она есть).

Ребенку, в силу возрастных психологических особенностей, надо знать о происходящем. Сам он этого понять не может, ему нужно объяснить. Понятно, что никто из алкоголиков не признается в своей болезни ребенку, и никто не возьмет на себя труд что-либо ребенку объяснять.

Читайте также:  Как называют марихуану – план, анаша и другие сленговые обозначения

Тогда он «объясняет» все себе сам. А кого и что он знает лучше всего? Себя. Кого проще обвинить? Тоже себя. С этого и начинается долгая дорога формирования психологически измененной личности.

Поначалу, когда ребенок еще мал и сталкивается с проявлениями алкоголизма — от агрессии до равнодушия вечно спящих родителей (матери, отца) — то он считает себя виноватым в этих обстоятельствах.

По большому счету, он не видит себя как человека, он видит себя как отражение других, как проекцию своих дел и поступков. И эти проекции, ощущения влияют на его последующие поступки, деятельность, мысли.

То есть, для малыша причина отцовской агрессии или материнского равнодушия не в их опьянении (он этого еще не понимает), а в нем самом. Это из-за него папа бьет маму или его самого, это он настолько плох, что мама отворачивается от него и спит.

Это — особенности детской психологии и именно по этой причине окружающие так часто видят, что ребенок защищает пьющую мать, ластится к буйному во хмелю отцу.

Позднее, по мере взросления ребенка, формируется и разыгрывается определенный сценарий поведения. Типичны три возможных роли: жертва, преследователь (или опекун), спаситель.

Какая-то из этих ролей со временем становится доминирующей, хотя и остальные в той или иной степени присутствуют. То есть, ребенок может быть ласковым с малышами и животными, но агрессивным по отношению к ровесникам. Он может бояться отца-алкоголика, но при этом смело нападать на его собутыльников.

А может считать отца (мать) несчастным человеком, достойным жалостливого отношения и будет оправдывать его поступки, возражая матери, которая утверждает обратное.

Взрослые дети алкоголиков

К чему же приводит детство, проведенное в формате подобных психологических ролей? Влияет ли это на жизнь взрослого человека, оставляет ли какие-то изменения, которые мешают (а может быть поддерживают?) его на протяжении всей жизни.

С одной стороны, дети алкоголиков рано научаются стоять за себя, решать какие-то бытовые проблемы, наконец, добывать себе пропитание и средства на него. И это не самые плохие навыки в жизни.

С другой стороны, детство оставляет столь значимый след в их жизни, что у взрослых детей алкоголиков развивается типичные черты. Среди этих черт:

  • жертвенность;
  • повышенная эмоциональная впечатлительность или, наоборот, заторможенность в эмоциональных реакциях;
  • высокий уровень эмпатии (и при этом нередко встречается неумение ее показать);
  • стремление успевать многое, если не все (из детей алкоголиков нередко вырастают трудоголики);
  • угодливость, неумение отстоять собственное желание, мнение;
  • низкая самооценка;
  • неприятие себя как личности;
  • нелюбовь к себе на физическом уровне (невнимание к одежде, отсутствие собственного стиля в одежде, нежелание регулярно ухаживать за собой);
  • склонность преувеличивать проблемы других и свои возможности в их решении.

Если взглянуть на этого человек извне, то получается картина вполне приятная: добрый, способный на сопереживание и помощь человек, готовый прийти буквально по первому зову и решить какие-то проблемы.

Однако при этом игнорирует свои потребности, обращает внимание на свой внешний вид, когда ему на это указывают, но воли на решение данной проблемы у него нет, точнее, он сознательно отказывается от этого.

По большому счету, он не видит себя как человека, он видит себя как отражение других, как проекцию своих дел и поступков. И эти проекции, ощущения влияют на его последующие поступки, деятельность, мысли.

Подобное поведение сказывается на семейном поведении выросшего ребенка алкоголика. Ему трудно жить в ровном эмоциональном климате. Жертва, спаситель или другая роль, вынесенная из семьи, ищет выхода.

  • Человек провоцирует супруга, детей на то, чтобы они поставили его в необходимость играть эту роль и получить неосознаваемый, но желаемый психологический комфорт. Рушатся семейные связи, личные отношения, впереди маячит одиночество, которые ребенок алкоголика будет заполнять помощью другим…
  • Для малыша причина отцовской агрессии или материнского равнодушия не в их опьянении (он этого еще не понимает), а в нем самом.
  • Все вышеперечисленное — один из вариантов развития взрослой личности и развивается он тогда, когда ребенок, а затем и подросток находит или получает возможности каким-то образом снять (хотя бы на время) негативное влияние на его психику.
  • Не менее вероятны и другие варианты развития взрослой личности: от криминального до пути по «дорожке» алкоголизма, протоптанной родителями или одним из них.
  • Так, если родители испытывают чувство вины за свой алкоголизм и имеют материальные возможности, то они задаривают ребенка дорогими игрушкам, одеждой, гаджетами, не сознавая или не желая сознавать, что ребенку нужна любовь, а не показуха в виде дорогостоящих «бирюлек».
  • Из такого ребенка — на удивлении окружающих — нередко вырастает эгоистичная, избалованная, самовлюбленная личность или личность, склонная к преступному поведению.

Наркомания, токсикомания, сексуальное насилие — среди жертв огромное число детей алкоголиков. Они не вынесли из семьи твердых и здоровых социальных установок, в том числе касательно зависимостей, а роль жертвы им привычна с ранних лет.

Профилактика

Есть ли какие-то профилактические меры, которые могли бы снять или снизить влияние родительского поведения?

Говоря по большому счету, детей нужно изолировать от алкоголиков. Но в условиях современной России трудно выбрать, какой из вариантов более предпочтителен: детский дом или пьяная семья.

И там и там дети получают негативный опыт, недооценивать который нельзя. И те и другие условия негативно моделируют детскую психику.

Возможно, неплохим вариантом мог бы быть патронат таких детей со стороны органов социального обеспечения, отделов образования и конечно же психологическая коррекция. Им не под силу создать здоровую атмосферу внутри семьи, но помочь ребенку хотя бы на время вырваться из поистине адских условий жизни (не обязательно в материальном и физическом плане) — можно.

Кружки и спортивные секции, лагеря, туристические походы, работа с животными и детьми из детских домов и приютов — это поможет хотя бы по минимуму сгладить негативное влияние психологической обстановки в семье алкоголиков.

Старшие братья и сестры, родственники со стороны — еще один способ помочь ребенку. Причем их помощь важна и в том случае, если пьет только один из родителей — о роли и влиянии созависимости на модели человеческих отношений сказано много.

Статистика

Насколько масштабна и велика данная проблема? Преобладают дети алкоголиков в популяции или их число незначительно?

Россия

По данным исследований НИИ психиатрии в России 40% мужского населения трудоспособного возраста регулярно злоупотребляют алкоголем. Если принять, что среднее число мужчин в России 65 миллионов человек, то 26 миллионов мужчин — хронически пьющие люди.

И если треть из них являются отцами хотя бы одного ребенка, то как минимум 9 миллионов детей растут в неблагоприятной семейной обстановке. А ведь есть еще и женщины, в том числе одинокие пьющие матери…

Украина

По официальным данным на Украине 700 000 зарегистрированных хронических алкоголиков. Считается, что это сильно уменьшенная цифра, которая на самом деле выше примерно в 10 раз. Если взять население Украины за 45 миллионов человек, то 7 миллионов хронических алкоголиков — это, условно, 2,3 миллиона созависимых детей.

Европа

Условное количество людей, являющихся алкоголиками и регулярно употребляющими спиртное, в Европе составляет примерно 42 миллиона человек. Если у трети из них есть хотя бы по одному ребенку, то это 14 миллионов детей, растущих в семьях с пьющим родителем.

Мир

В Большой Российской энциклопедии говорится, что в мире 1/6 мужчин и примерно 1/13 женщин употребляют алкоголь ежедневно. То есть около 600 миллионов мужчин в мире — хронические алкоголики.

Несложные подсчеты показывают, что теоретически они могут воспитывать 200 миллионов детей, перед глазами которых разыгрывается сценарий жизни с родителем-алкоголиком.

Последствия

Иногда люди удивляются, как внучка алкоголика может иметь ярко выраженные черты психологических нарушений, типичных для детей алкоголиков, если деда-алкоголика она не знала и росла в семье непьющих родителей?

А это плоды воспитания матери или отца (или их вместе), которые играют в своей уже семье ту роль, которая была навязана им в семье родительской.

Как минимум по этой причине борьбу с алкоголизмом нужно проводить в широчайших масштабах: алкоголизм проблема не сиюминутная и не касающаяся только одной семьи (одного человека). Это тотальная проблема в масштабах страны, влияющая на будущие поколения.

У взрослых детей алкоголиков часты и типичны такие заболевания как гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, нарушения сна, раннее формирование психических патологий, депрессии, склонность к азартным играм, перееданию.

Фоном развития этих заболеваний и девиаций поведения служит созависимость — то есть, жизнь с целью победить алкоголизм или нивелировать, минимизировать его последствия, жизнь, направленная на «помощь» пьющему.

Фото. К чему приводит алкоголизм

Фотографии из анатомических музеев, где эспонаты — дети, рожденные от алкоголиков, впечатляют даже не слишком склонную к эмоциям натуру. И все-таки, основная беда — живые дети алкоголиков: те, у которых нет детства и которые, так или иначе, портят его своим детям, даже будучи абсолютными трезвенниками.

Источник: https://nodrink.me/alkogolizm/deti-alkogolikov/

Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков

18 февраля 2003 18:58   |   Горьковая И.А. – Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева Санкт-Петербург

 

Вопросу о влиянии алкоголизма родителей на детей как в оте­чественной, так и в зарубежной литературе посвящено довольно много научных работ. Выявляется существование четкой взаимо­связи между алкоголизмом родителей и физическим и психическим здоровьем их детей.

Статистический анализ клинического мате­риала показывает, что дети с нервно-психическими расстрой­ствами достоверно чаще встречаются в семьях, отягощенных родительским алкоголизмом, по сравнению со здоровыми семьями (90—98% и 14—20% соответственно).

Наряду с этим наблюдаются различные подходы рассмотрения путей воздействия алкоголизма родителей на здоровье детей, что обусловлено труд­ностями разграничения причин отклонений у потомства алкого­ликов: специфики социальной среды или повреждения алкоголем половых клеток родителей.

Исходя из анализа литературы, посвященной этой проблеме, можно выделить три основных направления.

Некоторые авторы в качестве основной причины рассматривают биологический фак­тор, особенно при наличии матери, злоупотребляющей алкоголиз­мом, что ведет к органическому поражению головного мозга ребенка.

Следует добавить, что в одном и том же возрасте при одинаковой массе, одинаковом объеме потребления алкоголь­ных напитков мужчинами и женщинами содержание алкоголя в крови у женщин всегда выше.

В то же время существуют клинические исследования, посвя­щенные изучению развития психической патологии у взрослого потомства больных хроническим алкоголизмом, которым страдали только отцы. Так, А. А. Гунько обследовал 37 детей из 23 подобных семей.

В возрасте 25 лет и старше (при этом у половины из них отцы покинули семью или до рождения или в первые пять лет после его рождения) у всех обнаружены различные типы психических нарушений: хронический алкоголизм (56%), психо­патии (30%), невротические расстройства (4%), депрессии (13%), суицидальные попытки (22%). Таким образом, можно сделать два основных вывода: а) биологический компонент явля­ется доминирующим в последующей психической патологии у де­тей больных алкоголизмом отцом; б) структуру психических нарушений потомства определяют хронический алкоголизм и пси­хопатии.

Читайте также:  Как снять интоксикацию после запоя – проверенные способы, препараты и средства

Другие авторы по главу угла ставят окружающую дезоргани­зованную социальную среду, которая в итоге приводит к патологи­ческому формированию личности.

Подобный подход характерен для сторонников теории социального научения, со­гласно которой основной акцент ставится не на личности как тако­вой и не на генетическом или биологическом факторах, а на харак­тере сложившегося взаимодействия между личностными и средовыми детерминантами поведения.

В соответствии с рассматривае­мой теорией, отклонения поведения в детском и подростковом возрасте представляют собой, прежде всего продукт социального научения индивида, что тем самым становится функционально оправданным.

Следовательно, в зависимости от конкретной ситуа­ции, которая для детей больных алкоголизмом родителей является весьма специфичной, этот поведенческий паттерн может служить средством для достижения субъектом тех целей, которые он не может достичь иным образом.

В то же время он (поведенческий паттерн) может выступать для подростка как способ справиться с фрустрациями, возможными неудачами, как средство выражения своего отношения к нормам и ценностям мира взрослых. В итоге происходит нарастание психических отклонений, которые приводят к нервно-психическим нарушениям, формирующимся к подростковому возрасту.

Большинство же придерживается мнения о том, что алкоголизм родителей представляет собой сложный фактор отрицательных внутренних и внешних воздействий на потомство, приводящий к нарушению его нормального нервно-психического развития.

Влияние домашней окружающей среды особым образом вносит вклад в психологические характеристики ребенка. При этом нельзя отрицать роли личности с присущими ей взглядами, интересами, привычками, которые создаются в процессе ее формирования.

Таким образом, нормы поведения преломляются через индиви­дуальные свойства личности.

Если для детей в возрасте 6—9 лет из семей алкоголиков характерны реакции астенического типа, то к 10—14 годам развивается картина патологического развития личности в виде повышенной тревожности, импульсив­ности, отчужденности, агрессивности, гиперактивности, со сни­женным самоконтролем.

Ю.М.

Дмитриевым предложена следующая классификация патогенного воздействия алкоголизма родителей на развитие ре­бенка: 1) опьянение одного из родителей в период зачатия; 2) физическая или психическая травматизация матери в период беременности; 3) травматизация новорожденного; 4) недостаточ­ный уход за ребенком; 5) неправильное воспитание и связанная с этим педагогическая и социальная запущенность ребенка; 6) ин­теллектуальная и социальная деградация матери или отца, стра­дающих хроническим алкоголизмом; 7) постоянная психотравмирующая ситуация в семьях больных хроническим алкоголизмом; 8) влияние микросреды, в которую неизбежно входят семьи боль­ных хроническим алкоголизмом. К данной классификации впо­следствии был прибавлен еще один пункт: опьянение матери в период беременности и кормления грудью.

При проведенном нами социально-психологическом обследова­нии 61 воспитанника специальной школы со строгим контролирую­щим режимом (мальчики в возрасте 11 —14 лет) выявилось, что 84% из них происходят из алкоголизирующихся семей.

Мать злоупотребляла спиртными напитками у 41% воспитанников, алкоголизировался только отец у 15%, оба родителя злоупотреб­ляли алкоголем у 28%. Но у злоупотребляющей спиртными напитками матери эпизодически менялись их сожители, столь же дезорганизованные и страдающие хроническим алкоголизмом.

Следовательно, практически 68% обследованных воспитанников выросли в семьях с сочетанным (или супружеским) алкоголизмом в ближайшем социальном окружении, при котором индивидуаль­но-личностные его особенности приобретают парно-групповые ха­рактеристики с иного рода семейно-алкогольной адаптацией, чем в семьях, где только один из родителей страдает алкоголизмом.

Необходимо отметить малое и явно недостаточное количество исследований семей, в которых оба супруга страдают злоупотреб­лением спиртными напитками. Тем не менее, отмечается неодно­родность клинико-типических особенностей этих пар. Выделяются следующие типы подобных семей.

1) Алкогольно-социопатический тип, который характеризуется грубым нарушением социаль­ных ролей и общественных норм поведения.

Для этих семей при­суща ранняя обоюдная алкоголизация, злокачественное течение заболевания, ранние психопатоподобные формы реагирования (у жен чаще истеро-возбудимые, у мужа — эксплозивные) с бы­стрым формированием измененных форм опьянения.

После 5—10 лет алкоголизации социопатия затрагивает все сферы жизнедея­тельности: супруги совершают противоправные поступки, преры­вают трудовую деятельность; перестают справляться с воспита­тельными и хозяйственными функциями. В данном случае пре­обладает эйфоризирующе-стимулирующая мотивация пьянства, где алкоголь выступает в роли допинга.

2) Алкогольно-невроти­ческий тип семьи характеризуется сочетанием алкоголизма и нев­ротического стиля взаимоотношений. Здесь алкоголь служит средством для снятия постконфликтного напряжения и улучшения межличностного взаимодействия, то есть преобладающими явля­ются релаксационно-коммуникативные мотивы употребления ал­коголя.

3) Алкогольно-олигофреноподобный тип семей, которым свойственна «неразвитость» у супругов всех сфер. Эти лица стоят на низком уровне и по образованию, и по социально-трудовому статусу, и по духовно-нравственному развитию. Употребление крепких спиртных напитков с самого начала опирается на сильные родственные алкогольные традиции. Тем не менее, грубой социаль­ной дезадаптации не наблюдается. Следовательно, доминирующей мотивацией злоупотребления спиртными напитками является псевдотрадиционная и адаптационная.

В результате нашего обследования четко разграничить типы семей и мотивы совместного употребления алкоголя не представи­лось возможным, видимо из-за того, что работа велась не с самими родителями, а анализировались данные, зарегистрированные в «личных» делах воспитанников специальной школы в сочетании с беседами с ними. Несмотря на это, обнаружилась выраженная социопатия родительских семей: у 26% подростков ближайшие родственники находились в местах лишения свободы (не учиты­вались принудительные направления на лечение в ЛТМ и суди­мости родителей по поводу лишения родительских прав кого-либо из родителей). Еще у 28% обследованных воспитанников спец­школы родители предупреждены или уже лишены родительских прав вследствие аморального образа жизни и злоупотребления алкогольными напитками. Более половины родителей не имели постоянного места работы, в связи с чем не было постоянного источника дохода.

Наряду с этим 6% семей, где злоупотреблял спиртным только отец, можно отнести в разряд достаточно благополучных, так как в этих семьях не обнаружено выраженных явлений социальной дезадаптации. Родителями постоянно осуществлялись попытки контроля за своими детьми.

Таким образом, в анамнезе у 78% воспитанников выявлены крайне неблагополучные условия воспитания, где во время запоев родителей они практически с самого раннего детства были эпизо­дически предоставлены сами себе. Большинство из них годами существовало в нечеловеческих условиях проживания.

Например, в одном из личных дел сообщается о санитарных условиях места жительства: «Условия антисанитарные, ужасающая грязь. Из ме­бели в квартире только стол на кухне, где дети занимаются. Даже табуреток нет — сидят на ящиках из-под бутылок. В доме четверо детей младше 11 лет, а из еды на окне полбуханки хлеба и поллитровая банка с водой».

При беседе на вопрос: «А на чем же с бра­тьями и сестрами спал, если в доме вообще нет мебели?», мальчик ответил, что: «годами все спали вповалку на сене в одной из ком­нат». На вопрос: «Нравится ли Вам находиться в специальной школе и почему?» большинство подростков ответило положительно в качестве основной причины указывалось: «Здесь всегда сыты».

У 12% из них зарегистрированы госпитализации в детские больницы в крайне запущенном состоянии с диагнозами «дистрофия», «анемия».

Следовательно, при хроническом алкоголизме родителей на­блюдается исчезновение факторов, необходимых для успешного функционирования семьи, развивается извращение потребностей и снижение волевых качеств у родителей, отсутствие понимания ими детей и их элементарных потребностей. Все это приводит к боль­шой (порой непереносимой) нервно-психической и физической на­грузке как на семью в целом, так и на детей в особенности. В «качестве важнейших черт в семьях алкоголиков отмечают высокую нервно-психическую нагрузку, напряжение, тревогу, что обусловливает нервно-психические расстройства у детей. Кроме того, алкоголизм родителей порождает социальные проб­лемы у их детей: у них возникают сложности в общении со сверст­никами — значительная часть их становится изгоями, объектом насмешек, групповой обструкции и т. п.

У 56% обнаружено пребывание вне семьи (интернатах или у дальних родственников) от полугода до 6 лет. Можно утверж­дать, что у большинства обследованных подростков выявлена депривация, которую отличают от социально-педагогической за­пущенности.

Последняя есть результат плохого воспитания, не на­рушающего психического развития ребенка.

Психическая же депривация «является состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возмож­ности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение доста­точно длительного времени».

Неблагоприятное социальное окружение ребенка, родители которого или один из них страдают хроническим алкоголизмом, ведет к депривации, в результате чего он не способен приобрести социальный опыт или этот опыт оказывается неудовлетворитель­ным, обусловливающим последующие нервно-психические нару­шения.

К проблеме о том, какие же факторы депривации являются наиболее важными, обращалось довольно много авторов.

Перво­начально были описаны следующие факторы: 1) недостаточность и непоследовательность материнской заботы с элементами пре­небрежения; 2) искаженное воспитание психически больными или отсталыми родителями; 3) дезорганизация семейной жизни 8 связи с отсутствием отца или матери или их антисоциальное поведение; 4) социальная изоляция семьи; 5) неблагоприятные материально-бытовые условия, невозможность владения личными вещами — игрушками, одеждой, постелью и т. д. Затем этот Перечень был дополнен за счет эмоциональной неадекватности Родителей, низкого уровня стремлений к достижениям в семье и культуральной среде, частью которой семья является, бедного лексикона и упрощенности языковых структур, низкого экономического уровня семьи, недоступности для нее специальных профилактических или терапевтических инструкций, отсутствия взрослых, которые могли бы подкреплять и облегчать новые образцы поведения. В последующем произошло еще одно расширение числа факторов депривации в связи с неудовлетворенностью одной из «основных» (жизненных) потребно­стей общественной самореализации, посредством которой предоставляется возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями. При этом всеми авторами отмечался тот факт, что чем раньше и дольше после рождения ребенок находится в обстановке депривации, тем хуже для формирования его психики.

Общеизвестно, что для психического развития ребенка семья представляет единое целое, так как каждый отдельный член аутохронно выполняет определенную роль в удовлетворении его жизненных потребностей — сенсорных, эмоциональных, социаль­ных и когнитивных. Ситуация в семье алкоголика является уни­версальной депривацией, семейной, материнской (матеральной), отцовской (латеральной).

Следует  отметить,  что диагностировать  какие-либо  нервно-психические нарушения у подростков врач-психиатр в принципе может только в случае ярких проявлений расстройств личности.

Происходит это потому, что существует положение, запрещающее помещение подростков с отклонениями поведения в специальную школу со строгим контролирующим режимом, если у последних диагностированы   какие-либо  аномалии   психического  развития.

Из анамнеза консультируемого подростка может быть известно о его повышенной эмоциональной неустойчивости, вспыльчивости, импульсивности, агрессивности вплоть до жестокости; что зача­стую этот подросток терроризировал других детей.

Разнообразные воспитательные  воздействия  желаемых  положительных сдвигов в его поведении  не приносили.  Все это  привело к нарастанию масштабов нарушений поведения, например от асоциальных по­ступков до  противоправных действий.

  Но даже  в этом  случае данный подросток не наказуем, так как уголовное дело закрыва­ется  в  связи  с  недостижением  им  соответствующего  возраста (14  лет).   Также  это  усугубляется полной бесконтрольностью, равнодушием со стороны родителей.

Единственной действенной мерой разрешения рассматриваемой ситуации является помещение подобных подростков в специальную школу, изолируя тем самым от крайне неблагоприятного ближайшего социального окружения, с одной стороны, и контролируя его поведение — с другой. Поэ­тому врач поставлен в такие условия, когда он вынужден при­знавать нарушения нервно-психического развития в рамках нор­мы, хотя это и противоречит клиническим описаниям взаимосвязи между алкоголизмом родителей и психическим неблагополучием их детей.

Такие подростки нуждаются в помощи, в первую очередь, врачей и психологов, а только после этого социальных работников.

Видимо, следует исходить из жизненных реалий, официально признать, что большинству «трудных» подростков присуши аномалии психического развития, и строить комплекс психокоррекционных мероприятий с ними, учитывая указанный медицинский фактор (то, что эпизодически они нуждаются в меди­каментозной поддержке), который в данный момент полностью исключается. Более того, видимо следует исключить данное огра­ничение (нарушения нервно-психического развития) при направ­лении подростков-делинквентов в специальную школу.

Это утверждение полностью согласуется с мнением практиче­ских работников правоохранительной системы, которые пришли на основании опыта к тому же выводу.

Так, анализируя общие сведения о криминогенной ситуации в Петербурге и Ленинградской области констатируют, что «более 1000 преступников в возрасте 11 —14 лет, находящихся на учете в психоневрологических диспан­серах, свободно ходят по улицам города.

Однако, избежав наказа­ния по причине душевной болезни, малолетние преступники отнюдь не перевоспитались. Во всем мире для них созданы специнтер­наты — это и гуманно, и для общества безопасно. У нас таких заведений нет. В результате мы собственными руками растим рецидивистов…».

Проблема отклонений поведения у детей и подростков была и остается чрезвычайно актуальной. Возникает необходимость в соз­дании профилактической модели стабилизации функционирования общества. И ряд таких моделей предложен учеными — психоло­гами, юристами, педагогами, рассматривающих три основных направления: 1) совершенствование социальной жизни людей; 2) устранение социальных факторов, способствующих формиро­ванию и проявлению девиантного поведения; 3) воспитание со­циально ориентированной личности. Все авторы единодушно счи­тают необходимым скоординировать действия между многочислен­ными субъектами, занимающимися как профилактикой, так и коррекцией отклонений поведения у подростков, учитывая все факторы дезадаптации: социальные, юридические, медицинские, психологические и педагогические.

Источник: http://www.medicus.ru/narcology/specialist/narusheniya-povedeniya-u-detej-iz-semej-alkogolikov-22797.phtml

Ссылка на основную публикацию